Со смартфоном за рулем

смартфон за рулем

Есть в США такое понятие “distracted driving”. Это включает в себя все, что угодно, что отвлекает водителя от дороги, но чаще всего (в подавляющем проценте случаев) это связано со смартфонами и прочими приборами.

У американцев отдельной строкой стоит еда за рулем, но в наших краях это пока не очень принято. В России мы чаще всего отвлекаемся на звонок, смску, текст в социалках, карту в телефоне или навигаторе, а также видеокамеру, когда нам срочно нужно заснять что-нибудь замечательное.

Я думаю, что, если у вас есть машина и вы бываете за рулем, то вы хоть раз в жизни на полному ходу отводили глаза от дороги и упирали свой взор в экран. Самые продвинутые успевают в движении отвечать на смски, ставить лайки и оставлять комментарии.

Модная привычка всегда быть на связи имеет свою цену. В США эта цена такая – 3,179 убитых и 431,000 раненых в год. Это по данным на 2014 год, а с тех пор ситуация только усугубляется, так как вовлеченность граждан в онлайн мир постоянно растет.

В южных штатах Америки есть привычка среди реднеков – охотиться на оленей прямо из своих траков. Это запрещено, но многих не останавливает. Не удивлюсь, если и охотники за покемонами тоже скоро начнут ловить монстров, не выходя из машины.

Еще в 2006 году вышла статья с результатами исследования на автомобильных тренажерах, в котором участвовали 40 человек от 22 до 34 лет. Все с правами и хорошим зрением.

телефон за рулем

Иллюстрация из статьи A Comparison of the Cell Phone Driver and the Drunk Driver в Human Factors, 2006, том 48, страницы 381-391.

Для начала их всех напоили «отверткой», ну, то есть 40% водки в апельсиновом соке, пока они не достигли средней концентрации алкоголя в крови 0.081% wt/vol (Кто-нибудь может мне объяснить – сколько это? Я так и не разобрался).

В США во многих штатах при такой концентрации за руль нельзя. Но участников безжалостно посадили за тренажер. Там их гоняли в 15-минутных сессиях, моделируя им всякие дорожные проблемы и регистрируя скорость реакции и поведение. В другой раз, когда они протрезвели, им устроили заезды с телефоном. Ряд упражнений был с телефоном в руке, а ряд – с гарнитурой. По телефону с ними беседовал ассистент, темы были обычные, вовлекавшие участников в разговор.

И алкоголь, и телефон меняли характеристики поведения водителей и снижали безопасность движения, причем телефон – даже сильнее: все ДТП на тренажере случились в группе «телефонистов», а «алкоголикам» удалось избежать аварий. Возможно, это было связано с ограничением скорости (38 км/ч).

Но это было 10 лет назад. Сейчас помимо разговоров и обычных смсок добавились диалоги в социальных сетях и лайки. То есть видов активности в телефоне стало больше. При этом, даже, чтобы прочитать одно короткое сообщение – нужно сфокусировать зрение на экране примерно на 5 секундНетрудно посчитать, что при движении со скоростью 40 км/ч, за эти 5 секунд вы проедете 56 метров. И при этом вы не будете контролировать происходящее на дороге. При наиболее благоприятном исходе так можно догнать передний автомобиль, а при наименее – не заметить пешехода, «поймать встречку» или выехать на красный свет на перекресток под боковой удар.

Даже, чтобы поставить лайк — нужно время, особенно, принимая во внимание, что смартфоны не всегда очень четко реагируют на ваше прикосновение. Часто бывает так, что для того, чтобы совершить желаемое действие нужно ткнуть в экран 2-3 раза, прежде, чем девайс «поймет» чего вам надо. На неровностях «попасть» в лайк или в буквы будет еще сложнее, и времени потребуется еще больше.

Если вы хоть раз так делали, то сами знаете, что в этот момент мозг как будто «уплывает» и ощущение того, что вы за рулем – как-то теряется. Голосовые интерфейсы ничего не меняют. В 2013 году было опубликовано исследование, сравнившее эффект от использования айфоновской SIRI против традиционного набора текста.

SIRI за рулем

Иллюстрация из отчета «An Evaluation of the Effectiveness of Voice-to-Text Programs at Reducing Incidences of Distracted Driving», опубликованного в 2013 году специалистами из Center for Transportation Safety Associate Transportation Researcher Texas A&M Transportation Institute.

Результаты показали, что электронная барышня не помогает – водители в обеих группах «тупят» одинаково, их реакция на всех упражнениях уменьшилась вдвое, по сравнению с обычным водителем. Инструментальный контроль за глазами показал, что виною тому, в том числе, то, что испытуемые часто отводят глаза от дороги (даже используя Сири).

Власти США знают о проблеме и запрещают использование смартфона за рулем, однако это мало кого сдерживает, особенно подростков, у которых, по данным CDC, «смартфонные» аварии чаще всего заканчиваются фатально.

Как победить?

В этом июле в журнале Cureus были опубликованы результаты исследования, изучившего эффективность простейшего метода снижения «смартфонной зависимости» у подростков, управляющих автомобилем.

Их метод прост – наклейка-напоминалка на ветровом стекле. Казалось бы, да? Но идея возникла не на пустом месте. В США уже ранее были проведены исследования, показавшие, что элементарный ремайндер Buckle-Up”, торчащий перед глазами человека, может статистически значимо повысить шансы того, что водитель пристегнется (я бы этой наклейке добавил бы еще фотографию Бифа из вторых Назад в будущее 🙂 Он в этой сцене тоже кричит Buckle-up!).

пристегнуть ремни

Это не единственный пример, показавший, что стикеры работают. Американские ученые полагают, что это связано с тем, что ремайндер возвращает человеку критику ситуации, тогда, как смартфон уносит его в иную реальность, в которой нет физических опасностей.

В этом исследовании участвовали 103 студента-медика в возрасте от 21 до 29 лет из University of Central Florida College of Medicine. Набирали тех, у кого были права и своя машина. Далее их поделили пополам – одной группе в машину на ветровое стекло наклеили стикер Drive in the moment”,

стикер на стекле

а другим ничего не наклеили.

И так они катались в течение 3 недель. Потом исследователи их опрашивали о том, как часто они посылали и отправляли сообщения за рулем. Результаты показали, что использование стикеров статистически снизило «смартфонную зависимость» у студентов.

Подробнее рассказывать о результатах нет смысла, так как у этого исследования есть очевидные минусы: во-первых, это отсутствие слепоты, то есть студенты со стикерами могли занижать результаты в сторону «хорошего поведения», а во-вторых, мог сказаться эффект новизны.

Но это не так важно. Важно, что в принципе можно и нужно привлечь внимание подростка к тому, что физический мир вполне может убить его тело, пока его разум погружен в мир виртуальный.

Помимо стикеров могут быть и другие способы пробудить сознание. Вот неплохой пример. На этом видео хорошо видно, как включается критика у веселых подростков, лично услышавших одну реальную историю (там можно включить английские субтитры)

Если вы не поняли, девушка, которая подсела к подросткам, не сама с собой такое сделала. Она не пользовалась телефоном за рулем. Водитель другой машины, который текстил и не заметил, как повернул на красный, выжил – фура его объехала, но в результате врезалась в машину этой девушки. Такие дела.

Так что, вы, это, берегите себя. Смотрите на дорогу, а лайки и комменты подождут.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

2комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

я думаю что эта проблема решается установкой в машину модуля bluetooth и включением в смартфоне Ok,google.

Автор2
Андрей Саватеев

Ну, сири-то не справилась