Со смартфоном за рулем

смартфон за рулем

Есть в США такое понятие “distracted driving”. Это включает в себя все, что угодно, что отвлекает водителя от дороги, но чаще всего (в подавляющем проценте случаев) это связано со смартфонами и прочими приборами.

У американцев отдельной строкой стоит еда за рулем, но в наших краях это пока не очень принято. В России мы чаще всего отвлекаемся на звонок, смску, текст в социалках, карту в телефоне или навигаторе, а также видеокамеру, когда нам срочно нужно заснять что-нибудь замечательное.

Я думаю, что, если у вас есть машина и вы бываете за рулем, то вы хоть раз в жизни на полному ходу отводили глаза от дороги и упирали свой взор в экран. Самые продвинутые успевают в движении отвечать на смски, ставить лайки и оставлять комментарии.

Модная привычка всегда быть на связи имеет свою цену. В США эта цена такая – 3,179 убитых и 431,000 раненых в год. Это по данным на 2014 год, а с тех пор ситуация только усугубляется, так как вовлеченность граждан в онлайн мир постоянно растет.

В южных штатах Америки есть привычка среди реднеков – охотиться на оленей прямо из своих траков. Это запрещено, но многих не останавливает. Не удивлюсь, если и охотники за покемонами тоже скоро начнут ловить монстров, не выходя из машины.

Еще в 2006 году вышла статья с результатами исследования на автомобильных тренажерах, в котором участвовали 40 человек от 22 до 34 лет. Все с правами и хорошим зрением.

телефон за рулем

Иллюстрация из статьи A Comparison of the Cell Phone Driver and the Drunk Driver в Human Factors, 2006, том 48, страницы 381-391.

Для начала их всех напоили «отверткой», ну, то есть 40% водки в апельсиновом соке, пока они не достигли средней концентрации алкоголя в крови 0.081% wt/vol (Кто-нибудь может мне объяснить – сколько это? Я так и не разобрался).

В США во многих штатах при такой концентрации за руль нельзя. Но участников безжалостно посадили за тренажер. Там их гоняли в 15-минутных сессиях, моделируя им всякие дорожные проблемы и регистрируя скорость реакции и поведение. В другой раз, когда они протрезвели, им устроили заезды с телефоном. Ряд упражнений был с телефоном в руке, а ряд – с гарнитурой. По телефону с ними беседовал ассистент, темы были обычные, вовлекавшие участников в разговор.

И алкоголь, и телефон меняли характеристики поведения водителей и снижали безопасность движения, причем телефон – даже сильнее: все ДТП на тренажере случились в группе «телефонистов», а «алкоголикам» удалось избежать аварий. Возможно, это было связано с ограничением скорости (38 км/ч).

Но это было 10 лет назад. Сейчас помимо разговоров и обычных смсок добавились диалоги в социальных сетях и лайки. То есть видов активности в телефоне стало больше. При этом, даже, чтобы прочитать одно короткое сообщение – нужно сфокусировать зрение на экране примерно на 5 секундНетрудно посчитать, что при движении со скоростью 40 км/ч, за эти 5 секунд вы проедете 56 метров. И при этом вы не будете контролировать происходящее на дороге. При наиболее благоприятном исходе так можно догнать передний автомобиль, а при наименее – не заметить пешехода, «поймать встречку» или выехать на красный свет на перекресток под боковой удар.

Даже, чтобы поставить лайк — нужно время, особенно, принимая во внимание, что смартфоны не всегда очень четко реагируют на ваше прикосновение. Часто бывает так, что для того, чтобы совершить желаемое действие нужно ткнуть в экран 2-3 раза, прежде, чем девайс «поймет» чего вам надо. На неровностях «попасть» в лайк или в буквы будет еще сложнее, и времени потребуется еще больше.

Если вы хоть раз так делали, то сами знаете, что в этот момент мозг как будто «уплывает» и ощущение того, что вы за рулем – как-то теряется. Голосовые интерфейсы ничего не меняют. В 2013 году было опубликовано исследование, сравнившее эффект от использования айфоновской SIRI против традиционного набора текста.

SIRI за рулем

Иллюстрация из отчета «An Evaluation of the Effectiveness of Voice-to-Text Programs at Reducing Incidences of Distracted Driving», опубликованного в 2013 году специалистами из Center for Transportation Safety Associate Transportation Researcher Texas A&M Transportation Institute.

Результаты показали, что электронная барышня не помогает – водители в обеих группах «тупят» одинаково, их реакция на всех упражнениях уменьшилась вдвое, по сравнению с обычным водителем. Инструментальный контроль за глазами показал, что виною тому, в том числе, то, что испытуемые часто отводят глаза от дороги (даже используя Сири).

Власти США знают о проблеме и запрещают использование смартфона за рулем, однако это мало кого сдерживает, особенно подростков, у которых, по данным CDC, «смартфонные» аварии чаще всего заканчиваются фатально.

Как победить?

В этом июле в журнале Cureus были опубликованы результаты исследования, изучившего эффективность простейшего метода снижения «смартфонной зависимости» у подростков, управляющих автомобилем.

Их метод прост – наклейка-напоминалка на ветровом стекле. Казалось бы, да? Но идея возникла не на пустом месте. В США уже ранее были проведены исследования, показавшие, что элементарный ремайндер Buckle-Up”, торчащий перед глазами человека, может статистически значимо повысить шансы того, что водитель пристегнется (я бы этой наклейке добавил бы еще фотографию Бифа из вторых Назад в будущее 🙂 Он в этой сцене тоже кричит Buckle-up!).

пристегнуть ремни

Это не единственный пример, показавший, что стикеры работают. Американские ученые полагают, что это связано с тем, что ремайндер возвращает человеку критику ситуации, тогда, как смартфон уносит его в иную реальность, в которой нет физических опасностей.

В этом исследовании участвовали 103 студента-медика в возрасте от 21 до 29 лет из University of Central Florida College of Medicine. Набирали тех, у кого были права и своя машина. Далее их поделили пополам – одной группе в машину на ветровое стекло наклеили стикер Drive in the moment”,

стикер на стекле

а другим ничего не наклеили.

И так они катались в течение 3 недель. Потом исследователи их опрашивали о том, как часто они посылали и отправляли сообщения за рулем. Результаты показали, что использование стикеров статистически снизило «смартфонную зависимость» у студентов.

Подробнее рассказывать о результатах нет смысла, так как у этого исследования есть очевидные минусы: во-первых, это отсутствие слепоты, то есть студенты со стикерами могли занижать результаты в сторону «хорошего поведения», а во-вторых, мог сказаться эффект новизны.

Но это не так важно. Важно, что в принципе можно и нужно привлечь внимание подростка к тому, что физический мир вполне может убить его тело, пока его разум погружен в мир виртуальный.

Помимо стикеров могут быть и другие способы пробудить сознание. Вот неплохой пример. На этом видео хорошо видно, как включается критика у веселых подростков, лично услышавших одну реальную историю (там можно включить английские субтитры)

Если вы не поняли, девушка, которая подсела к подросткам, не сама с собой такое сделала. Она не пользовалась телефоном за рулем. Водитель другой машины, который текстил и не заметил, как повернул на красный, выжил – фура его объехала, но в результате врезалась в машину этой девушки. Такие дела.

Так что, вы, это, берегите себя. Смотрите на дорогу, а лайки и комменты подождут.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

я думаю что эта проблема решается установкой в машину модуля bluetooth и включением в смартфоне Ok,google.

Автор2

Ну, сири-то не справилась