Наследуемый опыт

наследуемый опыт

Я воспитан в советских принципах, поэтому мне очень претит поговорка про «яблоко от яблоньки». Также очень не люблю англосаксонские сказки про суперменов любых сортов, «детей-индиго», «избранных» героев и прочие расистко-неофашисткие концепции. Моя идея – труд (в самом широком понимании) и дисциплина должны выравнивать шансы, если этому, конечно, способствует общественное устройство.

Однако, идеология – не повод отрицать роль генетики. Действительно, стартовые позиции в жизни у всех разные, это факт. Мы чуть коснулись этой темы в статье Спортивная мутация, но сегодня я хочу поговорить про другое.

Мне доводилось читать про такое и самому встречаться в жизни с любопытным феноменом. Бывает так, что дети наследуют не только физические черты и особенности характера предыдущих поколений, но и целые поведенческие паттерны, например, фобии. Причем, передаваться они могут не только от матери или отца, но и через два-три поколения.

Психологи на это, наверное, возразят, что подобная «наследственность» связана с личным примером в семье, который осознанно или неосознанно транслируется ребенку.

Пример осознанной трансляции (как я это понимаю) – это активное воспитание, когда родители (или какие иные предки) вербально программируют ребенка определенным образом воспринимать жизненные ситуации.

Так, например, можно «научить» ребенка социофобии – боязни любого вида общественной деятельности, когда общество смотрит на тебя и оценивает тебя. Для этого достаточно все время напоминать ребенку, что он как-то не так выглядит, что-то не так говорит, как-то неправильно думает, подводит своих авторитетных предков. И всё. Дальше он на всякий случай (чтобы не прогневать общество или родителей) вообще ничего по своей инициативе делать не будет.

Неосознанная трансляция – это (опять-таки, как я это понимаю) невербальное программирование, когда ребенок сам считывает особенности того, как взрослые реагируют на определенные ситуации. Простой пример, известный всем ленинградцам. Дети, родившиеся в Ленинграде, у которых бабушки или дедушки пережили Блокаду, в детстве непроизвольно собирали хлебные крошки со стола. Именно непроизвольно. Кто-то в ладошку сметал, кто-то пальчиком собирал. Так делали дети, которые еще ничего про Блокаду не слышали. Можно сказать, что ребенок просто копирует поведение бабушки, собирающей крошки, но он же не копирует штопанье носков на лампочке. В собирании хлебных крошек есть эмоциональное наполнение, которое привлекает неосознанное внимание ребенка.

Я тут зашел на чужую поляну, так как в психологии ничего не понимаю. Так что, дорогие дипломированные психологи, кидайтесь на меня. Мне интересна ваша критика.

Для меня самое любопытное – это передача особенностей поведения через 2-3 поколения, между людьми, которые вообще друг с другом не встречались. Я такое наблюдал лично.

Решив поизучать вопрос, наткнулся на статью в журнале Biological Psychiatry за сентябрь 2016, в которой исследователи из больницы New York’s Mount Sinai и еще нескольких американских и немецких центров, рассказали о генетическом феномене, обнаруженном у 32 евреев (мужчин и женщин), которые во время войны либо прошли концентрационные лагеря, либо подвергались пыткам или были их свидетелями, либо были вынуждены прятаться.

Ученые провели генетическое обследование группы мужчин и женщин, подвергшихся таким жизненным испытаниям, а также их потомков (22 человека), и сравнили полученные результаты с группой евреев (и их потомков), которые во время Второй Мировой Войны жили за пределами Европы.

Исследователей интересовал ген FKBP5, про который известно, что с ним связана предрасположенность человека к посттравматическому стрессу, тревожным состояниям и заболеваниям, влияющим на изменения настроения.

Анализ показал, что у людей, лично в детстве переживших Холокост, а также у их взрослых детей, этот ген претерпел эпигенетическое изменение – метилирование, в одном и том же участке. У участников контрольной группы уровень метилирования этого гена был значительно ниже.

Эти результаты могут свидетельствовать о том, что психологическая травма, пережитая человеком в детстве, может оставлять след в виде эпигенетического изменения генома, передающегося по наследству его потомкам. Словое «эпигенетическое» означает, что состав гена не меняется, но он подвергается модификации, которая меняет то, как он будет работать. Например, к гену присоединяется метильная группа (это называется метилирование).

Раньше ученые полагали, что эпигенетические изменения не наследуются, но теперь уже ясно, что они могут «прорываться» в следующие поколения. Как именно полученный человеком жизненный опыт программирует поведение его потомков еще предстоит изучать, но уже сейчас следует задуматься о том, что многое в поведении наших детей может быть эпигенетически предопределено опытом, полученным нами и нашими предками.

В 2013 году в Nature вышла работа ученых из  Emory University, в которой они описали эксперимент по наследованию страха мышей и их потомства перед запахом цветущей вишни (в природе он мышам не опасен). Первое поколение мышей подвергали воздействию этого запаха и одновременно били электрическим током.

Такое «обучение» естественно приводило к тому, что мыши начинали бояться вишневого запаха и в его присутствии характерно дрожали, ожидая, что сейчас их «шандарахнет». После обучения этих мышей спарили с необученными самцам/самками и получили потомство.

Этому потомству (которое никто никогда током не бил) тоже предъявляли запах цветущей вишни. И они-таки тоже характерно дрожали. У контрольных мышей такой реакции не было. Ученые получили еще одно потомство («внуков») обученных животных и снова зарегистрировали у них парадоксальную реакцию на вишневый запах.

Такое поведение у трех поколений животных имело и анатомическое отражение. У опытных мышей (во всех трех поколениях) было больше нейронов, продуцирующих рецепторы, отвечающие за восприятие запаха вишни. У контрольных животных таких изменений не было.

Это очень любопытное наблюдение, свидетельствующее о том, что пережитые эмоции могут менять строение организма, которое передается по наследству. Если это так, то получается, что наш жизненный опыт программирует не только поведение будущих поколений, но и их анатомию.

Мне кажется, что это очень интересно. А вы что думаете?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

20 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Я давно этой темой интересуюсь. Сейчас есть отдельная наука - психогенетика. И есть интересные психотерапевтические направления, основанные на трансгенерационной передачи жизненных сценариев. Некоторые из них синтезируют наработки Э. Бёрна и А. Шутценбергер. Шутценбергер написала интересную книгу "Синдром предков" для специалистов, где анализировала различные закономерности и повторы проблем, перенесённых из жизни предков в жизнь потомков: синдром годовщины, семейные тайны и т. д., а также способы прекращения их бессознательного повторения и возможности жить собственной жизнью. Там попадается немало спорных моментов, но есть и такие, с которыми я лично сталкивалась в своей жизни. Что касается эффективности этих психотерапевтических методик, мне не удалось найти подтверждающей информации, кроме витиеватых утверждений врачей-психотерапевтов, что дело не в методике, а в конкретном случае, и каждому пациенту должен быть свой метод и свой врач.

2

"Пример осознанной трансляции (как я это понимаю) – это активное воспитание, когда родители (или какие иные предки) вербально программируют ребенка определенным образом воспринимать жизненные ситуации.

Так, например, можно «научить» ребенка социофобии – боязни любого вида общественной деятельности, когда общество смотрит на тебя и оценивает тебя. Для этого достаточно все время напоминать ребенку, что он как-то не так выглядит, что-то не так говорит, как-то неправильно думает, подводит своих авторитетных предков. И всё. Дальше он на всякий случай (чтобы не прогневать общество или родителей) вообще ничего по своей инициативе делать не будет."

...это удачный пример воздействия окружающей "среды" на организм человека...

3

Сейчас довольно много говорят о том, что продукты питания, образ жизни, окружающая среда являются эпигенетическими регуляторами.

Для меня самое любопытное: практические способы борьбы с последствиями такого воздействия.

В опыте этих мышей в ответ на запах вишни шандарахали током. Наследственная передача информации необходима для выживания потомства и приспособления к условиям окружающей среды. Интересно, что будет, если взять этих "метилированных" мышей и их подопытное потомство, и начать кормить их сыром под воздействием того же самого запаха:)

Автор4

Насколько я понял из статьи, они планируют такой эксперимент

5

Возможно переборет то, что сильнее по воздействию, однако отрицательные якори частенько бывают сильнее положительных. Даже если не углубляться в генетику и рассмотреть более кратковременную и поверхностную ситуацию, можно обнаружить интересный результат. Была у меня такая ситуация, когда на работе создалась психотравмирующая обстановка, и чтобы как-то смягчить негативные переживания, я заходила в давно любимую кафешку и покупала любимые пирожные. Когда наконец, обстановка наладилась, и я в хорошем настроении зашла в это кафе, то с ужасом обнаружила, что теперь мои любимые пирожные ассоциируются у меня с тем негативом, который я тогда пыталась смягчить, и теперь мне их совсем не хочется. Вот так зло победило над добром. 🙂
Возможно, с мышами будет более удачный результат 🙂

Автор6

А потом кто-то купил заряженные отрицательной энергией пирожные 🙂

7

Так это же только моя ассоциация, находящаяся в моей голове, пирожные от этого не меняются, надеюсь моим потомкам она не передастся 🙂

Автор8

Патентуйте метод индукции врожденной нелюбви в пирожным. Даете маме пироженку и легкий такой разряд. А потом пара поколений есть только мясо с овощами 🙂

9

Похоже, такие изменения, проявляющиеся не только поведением, но и заболеваниями, скоро научатся лечить эпигенетической терапией. Вот цитата из недавно попавшейся мне статьи:

Поскольку эпигенетика включает обратимые изменения хроматина, понимание её роли в различных заболеваниях может привести к появлению инновационных методов лечения. В одном из исследований в журнале "Carcinogenesis" говорится:
"Тот факт, что эпигенетические аберрации, в отличие от генетических мутаций, потенциально являются обратимыми и могут быть приведены к норме с помощью эпигенетической терапии, делает такие инициативы перспективными и терапевтически актуальными."

10

Андрей, пожалуйста, держи нас в курсе событий. А то не понятно, этих детей-социопатов, которым родители метилировали мозги, не жалея сил и энергии, - их теперь реабилитировать прикармливая сыром или шандарахая током?

11

Алена, чтобы разобраться в этой ситуации необходимо фото тех пирожных:)
На данный момент ваш эксперимент подтверждает теорию, согласно которой продукты питания являются эпигенетическими регуляторами...
Учитывая, что большинство пирожных состоят из сахара, муки, химических красителей и добавок, в вашем случае добро восторжествовало, причем, вероятно, на три поколения вперед!

12

Андрей, я думаю, что никто от некупленных Аленой пирожных не пострадал. Она в "хорошем настроении зашла в это кафе", когда обстановка уже нормализовалась. Скорее всего пирожные зарядились положительной энергией, что хотя бы частично нейтрализовало их вредность для организма:)

Автор13

Я за традиционные методы - розгами по жопе

14

Андрей, когда планируется начать набор пациентов под это исследование?

15

Это примитивный метод воздействия. Если бы все было так просто, уже бы всех вылечили:)
Все равно, что шандарахнутым мышам из опыта с вишней, дать еще один разряд... Скорее всего результат будет прежний.

16

Мне сегодня на почту пришло 20! уведомлений, об одних и тех же ответах к моим комментариям
(о которых ещё неделю назад было известно). Похоже, в системе произошли какие-то мутации))

Автор17

У меня то же самое. Не знаю, с чем связано

18

в феврале был в варшаве. судя по евреям - они ничего не боятся.

19

будут жрать и трястись.

20

Так то в феврале... а вишня в Варшаве когда цветет?