Города с недоказанной эффективностью

Люди всегда задумывались об устройстве городов, в которых они живут. Понимание того, что любой город – это нечто большее, чем просто сумма людей, домов и инфраструктурных сетей, во все времена подталкивало исследователей и проектировщиков к поискам ответов на все более и более сложные вопросы.

Почему город устроен именно так, а не иначе? Почему города разных стран так непохожи друг на друга? Почему одни города с годами становятся привлекательнее, комфортнее и богаче, а другие приходят в упадок или полностью исчезают с лица земли? Возможно ли построить идеальный город, и если да, то каким должно быть его социальное, экономическое и объемно-планировочное устройство?..

С течением веков менялось представление о критериях успешности города. Места для строительства средневековых европейских замков, ставших эпицентрами роста тысяч городов, выбирались исходя из соображений эффективности обороны в случае вражеского штурма или осады. Поэтому наличие крутого рельефа или мыса у реки (а еще лучше – и того, и другого) было обязательным.

Но с изобретением огнестрельного оружия градостроителям прошлого пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на правильное устройство города. Теперь рельеф утратил свое ключевое значение, а высокие крепостные стены, сковывавшие города по периметру, стали скорее помехой на пути их развития, чем преимуществом.

city-fortress

Cегодня города так же нуждаются в обороне, как и сотни лет назад. Но высокотехнологичные системы защиты от не менее высокотехнологичного оружия девальвировали все исторические методы фортификации, и современные города больше не сковывают кольца каменных стен и земляных валов. Если говорить о богатстве городов, то предпосылки к благосостоянию сменились еще кардинальнее.

Богатейшими городами древности были либо столицы крупнейших империй, либо поселения, лежащие на пересечении великих торговых путей, соединявших эти столицы. Теперь же возможность совершения торговых операций безналичным, электронным способом, то есть дигитализация финансовых потоков, позволяет распределять богатства совершенно иными способами.

В индустриальную эпоху росли и богатели те города, в которых строилось большое количество фабрик и заводов; в наши дни проблема освоения опустевших производственных зон – головная боль для специалистов по городскому развитию.

old-factories

Сегодня, когда социальная мобильность населения растет, все острее становится конкуренция городов за самых активных и талантливых людей. Благополучие современного города зависит от того, насколько хорошо он справится с задачей создать условия для привлечения бизнеса и людей, в первую очередь молодых и энергичных.

Понятие комфортного, удобного для жизни города подвергалось и подвергается не менее радикальным трансформациям, чем способность устоять перед военной угрозой или предпосылки к накоплению богатства. Такие элементарные блага, как водопровод и канализация, когда-то были ключевыми показателями развитости лучших городов земли.

Но если важность водопровода до сих пор не ставится под сомнение, то представление об оптимальной транспортной системе претерпевает серьезные изменения. Чрезмерный рост и перенаселение городов привели к тому, что наиболее актуальными проблемами стали вопросы транспортного характера. Эра автомобильного транспорта опутала города Америки, Европы и Азии сотнями тысяч километров автострад. Автомобиль стал символом комфортной городской жизни, поэтому самыми привлекательными становились те города, в которых была хорошо развита улично-дорожная сеть и имелось достаточное количество парковок.

city-traffic

Сегодня происходит очередная смена транспортной парадигмы, и во многих городах на месте вчерашних многополосных магистралей разбиваются парки, прокладываются традиционные городские улицы с приоритетом общественному транспорту, велосипедистам и пешеходам. Недвижимость вблизи крупных автомобильных магистралей начинает терять в цене, а сам автомобиль все чаще воспринимается чем-то вроде печатной машинки на столе секретаря.

Продолжающаяся уже третий год большая реконструкция московских улиц с почти повсеместным сокращением числа полос для движения – наглядное свидетельство этой смены приоритетов. На передний план выходят города, сумевшие наиболее полно реализовать концепцию «friendly city», которая заключается в создании среды высокого качества, открытой, адаптивной и одинаково доступной для самых разных слоев населения.

Большое преимущество неожиданно получают здесь старые города, отличающиеся человеческим масштабом улиц и зданий, активной уличной жизнью и наличием локальных соседских сообществ, которые могут влиять на все процессы, связанные с городским развитием. Примечательно, что еще несколько десятилетий назад, в эпоху грандиозных модернистских проектов, тесные центры старых городов казались непригодными для жизни современного человека. Чего стоит один только «план Вуазен» прославленного архитектора Ле Корбюзье – проекта строительства нового делового центра Парижа на месте полностью снесенной исторической застройки.

friendly-city

Что сегодня является главным фактором привлекательности городов в их глобальной конкуренции за людей? Безусловно, просто так выбрать самый модный тренд и ринуться в его реализацию – все равно что начать готовиться к прошлой войне: мода приходит и уходит, а осуществление поспешных градостроительных решений может оказаться слишком дорогим и к тому же малоэффективным.

Но есть ценности, которые вряд ли когда-нибудь потеряют свое значение. В их число входят чистый воздух, эффективный и безопасный транспорт, безбарьерность и благоустроенность среды, сохранение «духа места» и внимание к объектам исторического наследия, разумная государственная налоговая политика, образование и культура…

Делать ставку на эти вещи всегда будет беспроигрышным решением. И куда более разумным, чем ввязываться в дорогостоящую гонку городских инноваций, которая, к тому же, может оставить после себя шлейф самых разнообразных проблем. А решать их придется уже следующим поколениям городских активистов.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Красиво написано.

Делать ставку на эти вещи всегда будет беспроигрышным решением

.
Однако, многие чиновники считают, что пилить городской бюджет это более увлекательное занятие 🙂

2
А решать их придется уже следующим поколениям городских активистов.

И это их волнует меньше всего.