Груз знаний

школьный портфель

Каждое утро перед походом в школу взвешиваю на руке школьный портфель своего второклассного чада и решаю – сам он понесет его, или нет. Два-три раза в неделю у меня нет никаких сомнений на этот счет – такое на восьмилетку одевать нельзя. Ну, если ты в здравом уме, конечно.

В 2003 году в журнале Archives of Diseases in Childhood были опубликованы результаты опроса американских родителей, нацеленного на то, чтобы узнать – в курсе ли тамошние мамы и папы, сколько весит портфель их школьника и что там лежит. 96% родителей никогда не взвешивали портфель и 34% были незнакомы с его содержанием. Исследователи сами изучили вес и содержимое 188 школьников трех начальных школ в Техасе.

Тогда выяснилось следующее –

содержимое школьного портфеля

Как видно, основной вес портфеля приходится на учебники и тетради. Средний вес портфеля составлял 4.9 кг, варьируя от 1.3 до 13.5 кг. У тех детей, чьи родители никогда не взвешивали портфель и никогда не проверяли его содержимое, средний вес портфеля и количество «лишних» учебников (то есть учебников, которые не нужны в этот день) был выше, чем у остальных детей.

В результате – в США каждый год 14,000 детей обращаются за медицинской помощью из-за травм, связанных со школьными портфелями и рюкзаками (в том числе 5,000 по скорой). А сколько еще испытывают хронические недомогания?

А каким должен быть правильный портфель?

На этот счет есть рекомендации American Academy of Pediatrics:

  • Вес портфеля не должен превышать 10-15% от веса ученика
  • У портфеля должны быть широкие мягкие лямки и мягкая спинка
  • Содержимое нужно равномерно раскладывать по всем отделам, а не сваливать кучей
  • Тяжелые предметы нужно складывать в центре портфеля
  • Лямки нужно подогнать так, чтобы портфель держался на поясе, а не провисал ниже

как правильно носить школьный портфель

Дополнительная рекомендация: если школа не запрещает и ребенок не возражает, то лучше покупать не школьный портфель, а спортивный рюкзак, у которого есть поясные лямки (они застегиваются на поясе). Правильное использование таких лямок позволяет перенести вес со спины на бедра, что гораздо физиологичнее.

Однако, такое может сработать только у очень сознательных детей, которые не будут лениться каждые раз одевать все лямки. В подавляющем большинстве случаев рюкзаки и портфели дети носят на одном плече (по крайней мере, пока вы этого не видите).

Патофизиологические последствия тяжелых портфелей

  • Тяжелый портфель вынуждает ребенка характерно наклоняться вперед (как на картинке вверху). Это приводит к нефизиологичному выпрямлению шеи, сопровождающемуся напряжением шейных мышц. В результате – боль в шее, трапеции и дельтах, а также головная боль (из-за сдавления сосудов и нервов).
  • Вынужденный наклон вперед перегружает также и квадрицепс бедра, а также коленные суставы, голеностоп и суставы стопы и все соответствующие мышцы, которые должны компенсировать этот наклон своим напряжением. Результат – боль и усталость в мышцах и суставах. В спортивных секциях после школы с такими мышцами уже особо не побегаешь.
  • Само собой, страдают и мышцы поясницы, удерживающие своим напряжением наклоненный вперед рычаг. Это не радикулит, но тоже весьма неприятно.

Все это повышает утомляемость, ухудшает настроение и снижает физическую активность и то, что американцы называют stamina, то есть жизненную выносливость.

В 2015 году в журнале BioMed Research International были опубликованы результаты небольшого польского клинического исследования на 109 младших школьниках, показавшее, что перегруз портфеля свыше 10% от веса ребенка приводит к сглаживанию поясничного лордоза (ухудшается амортизация всего позвоночника) и изменению угла крестца.

Вызывает ли тяжелый портфель сколиоз?

marshall-for-web

Портфель не вызывает сколиоз, но ухудшает положение дел при уже имеющемся сколиозе или пересенной травме. В этом случае тяжелый портфель, особенно если его неправильно носить ухудшает состояние и затягивает восстановление – предупреждает доктор David Marshall, медицинский директор подразделения спортивной медицины при окружной организации Children’s Healthcare of Atlanta.

С процентами от веса ясно, но все дети разные

Есть простые признаки того, что портфель слишком тяжел для конкретного ребенка:

  • Ребенок кряхтит, одевая или снимая портфель
  • На плечах в конце дня остаются красные полосы от лямок
  • Ребенок жалуется, что у него немеют плечи, руки или пальцы
  • Ребенок прямо говорит, что ему слишком тяжело

А что делать-то?

Американские врачи дают совет, который, безусловно, найдет понимание у наших родителей. Дескать, надо завести два комплекта учебников. Я, кстати, недавно слышал возле школы отрывок беседы двух мам, одна из которых задала риторический вопрос – какого чёрта запрещают завести один комплект учебников для класса, а второй – для дома. Оставлю это без комментария.

Второй прекрасный совет – это использовать портфели на колесиках и с ручкой. Однако, американские врачи, все-таки, оговариваются, что в северных широтах это по понятным причиным не всегда сработает. Кроме того, такой портфель все равно нужно тащить вверх по лестнице, а с колесиками и ручкой он еще и тяжелее обычного.

В реальной жизни лично я вижу только три меры противодействия:

  • Особо тяжелые портфели (в особо загруженные дни) несу сам
  • Ежедневно убираем из портфеля всё лишнее (как сержант Элайс в фильме Взвод)
  • Заставляю чадо каждый день заниматься спортом, включая секции

А как поступаете вы?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

8 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Обычно, к портфелю прилагаются ещё и дополнительные сумки со сменной обувью, формой для физ-ры и принадлежностями для послешкольных кружков. Далеко не все родители ежедневно проверяют ношу своих чад. В качестве преподавателя, часто с этим сталкиваюсь и учу детей оптимизировать содержимое сумок. Но это не всегда работает, т.к. детям хочется к необходимым вещам, положить ещё и что-нибудь интересное: всевозможные игрушки, ремонтные инструменты, коллекции камней, каштанов и прочего, собранного на улице. Помню, один третьеклассник принёс похвастаться большую тяжеленную лупу, диаметром около 20 см, в металлическом корпусе 🙂

Автор2

Игрушки - это важно, как без них? А, вот, учебники можно было бы и продублировать - на классные и домашние. По крайней мере, в начальной школе.

3

А что мешает родителям приобрести второй комплект и договориться о возможности оставлять один комплект в классе? Естественно, это не должно быть обязательным для всех, а только для тех, у кого есть материальная возможность.

4

Алёна, как ни странно, но во многих школах не разрешают ничего оставлять в классе. Плюс их нужно куда-то складывать, а для этого не предусмотрено место.

Автор5

Школа против почему-то

6

Это действительно странно. У нас например, много чего родительскими силами делают, в т.ч. и всякие тумбочки, шкафчики. Поэтому таких проблем не возникало, когда был постоянный кабинет в нач. классах.

7

У нас шкафчики есть, но они заполнены. А новые уже не поставить, поскольку при метраже, рассчитанном на 25 человек, учится 35, 16 парт.

8

ого, это действительно переполненный класс, в таком и учиться непросто, ни говоря уже об учителе.