Сходил на 28 панфиловцев

28 панфиловцев

Я не сдавал деньги на производство этого фильма. Первые тизеры и репортажи о съемках особого вдохновения не вызвали. Мне казалось, что это какой-то реконструкторский капустник. Сегодня сходил и посмотрел, что получилось. Ну что… на следующую картину студии я деньги сдам.

Легенда

Неужели нужно объяснять, что 28 панфиловцев — это собирательный образ войск, защищавших Москву? В основе этой легенды лежат реальные события (как говорят в Голливуде — inspired by true events). События это такие.

16-20 ноября 1941 года войска второй и одиннадцатой танковых дивизий Вермахта наступали на Волоколамском направлении. Это исторический факт. Оборону на этом направлении держала 316я стрелковая дивизия, командиром которой был генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Он погиб уже 18 ноября.

Один из наиболее сильных ударов 11й немецкой танковой дивизии пришелся на позиции 1075го стрелкового полка дивизии, расположенные рядом с железнодорожным разъездом Дубосеково, в том числе на позиции 4й роты полка, в которой и служили те самые 28 панфиловцев. Бойцам не удалось остановить противника — слишком уж неравные были силы, но им удалось сдерживать его в течение целого дня.

дубосеково

К концу дня командир 1075 полка Капров доложил о том, что его позиции смяты —

1075 полк

Потеряв бОльшую часть своего состава, 1075й полк отступил на новые рубежи обороны и закрепился на них. К 20му ноября немецкое наступление на прежнем направлении выдохлось. Не желая дальше терять время, людей и технику, фон Бок перебросил свои танки на Ленинградское шоссе, где его уже ждали другие бойцы бывшей 316й, а после смерти Панфилова — 8й гвардейской дивизии.

В течение всего светового дня 16 ноября бойцы 4й роты сдерживали наступление немецких танков, поддержанных артиллерией, авиацией и пехотой. Причем на вооружении у них было только несколько 45-ок, 11 ПТРД, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. В немецких журналах этот день описан так: «слабый противник ведет упорные бои, используя складки местности и лесной массив», «свирепое сопротивление врага».

Противотанковая артиллерия — это главная мишень для танков. В условиях прямого столкновения ей жить недолго, и дальше обороняющиеся остаются только с ПТРД и гранатами/бутылками. В таких условиях сдерживать танки (сколько бы их там не было — 5-6, 9, 18 или 54) в течение целого «рабочего дня» — это что? Не подвиг?

Клочков

Сколько их там было? До боя — 120-140, в ходе боя 100 погибли, примерно 30 остались. О каких 28 бойцах идет речь? Некоторые из них известны поименно. В том числе и знаменитый политрук Василий Клочков, погибший в этом сражении. Все они — бойцы 4й роты. Принципиально, что их было 140, а не 28? Считать ли то, что они сделали подвигом? Мой совет — посмотри фильм, примерь на себя и реши сам.

Фильм

На мой взгляд, это не художественный фильм. Нет, не дотягивает. Нет в нем главного героя, нет истории, нет развития персонажей. Точнее, история в нем есть, только это не голливудская story, а История с большой буквы. Нет здесь главного героя — главный герой здесь русский народ (да, казахи — это тоже русский народ). Нет здесь развития персонажей — не успевают они развиться. Не дал немец им такой возможности.

Мне кажется, что этот фильм — ожившая диорама. В ней выпукло всё и важно всё. И постепенно главным героем становишься ты сам. Потому что каким-то волшебным кинематографическим образом, кино вынимает тебя из кресла кинотеатра и затягивает в окоп. От этого в теле дрожь. В зале было тихо, никто не болтал, не ел попкорн. Отвернуться от экрана невозможно ни на секунду.

Что конкретно понравилось?

Прежде всего, работа оператора. Необыкновенно красивые общие планы, очень продуманные лаконичные кадры. Последовательность событий в кадре вылизана так, что не верится, что это российское кино. Камера живая, движется и создает ощущение твоего присутствия в сцене. Обалденные цвета и свет. И это при том, что съемки практически везде — натурные.

Симфоническая музыка, написанная специально для фильма. Композитор Михаил Костылев умело управляет настроением, фокусируя твое внимание и напряжение там, где это нужно режиссеру. Очень понравились паузы, когда нарочито тихо, и уже хочется, чтобы поскорее снова заиграла музыка, потому что она приводит все в движение, зарождая надежду, что все будет хорошо.

Понравились сцены боя и детализация. Все боевые действия сняты очень динамично. В зрительном зале — тихое напряжение. Было несколько детей мелкого возраста — никто не сопел, не шумел, не просился в туалет. Полное погружение всего зала в действие на экране. Внимание к техническим деталям — реконструкторское, как еще говорят, «заклепочное». Критикам технической части сказать будет нечего, наверное. Немцы наступают с винтовками. Танки — PzIII.

Звук — прекрасный. Все эффекты записаны специально для фильма. Идти нужно в зал с хорошим звуком, потому что бабахает все от души. Выбирайте залы с Dolby Auro-3D и Dolby Atmos. Гремит, лязгает, башни поворачиваются с характерным скрипом — всё, как надо. Сцена, в которой после тихой паузы, немцы начинают заводить моторы — это произведение звукового искусства. А как в этот звук вплетена музыка…

Что хотелось бы улучшить?

Если авторы хотят захватить сердца молодых людей — нужно учиться у Голливуда. Там это делают очень умело. Прежде всего, в следующих фильмах придется придумывать ту самую историю. Нужно поработать с диалогами. Здесь они очень хорошие, но как бы вырезанные из общего повествования.

Совершенно очевидно, что нужно больше денег на цифровые эффекты, механические модели. До уровня рядового Райана еще пока далеко, хотя «28 панфиловцев» в этом плане оставили позади все наши отечественные военные «шедевры» последних лет. Земля в окопе при приближении танков трясется, стенки осыпаются.

Мне не понравилось, что ни разу не показали взрыв гранаты под танком, не было ни одного подрыва боекомплекта из-за возгорания внутри (подростки идут в кино как раз на такое), и не было ни одного взрыва гранаты среди пехоты, так, чтобы все разлетались в разные стороны. Главный образ фильма — боец со связкой гранат. Надо было взорвать хотя бы один танк.

Цифровые танки не раздражают, тем более, что их используют только в общих планах. Вблизи — это механические модели. Ощущения пластика или фанеры лично у меня не возникло. Сцена, в которой немецкий танк, закапывает в окопе наших бойцов — удивительна по техничности и эмоциональному накалу.

Немного напрягает немецкая пехота, которая сыграла в фильме роль пулеметного мяса. Они, по-моему, вообще никого не убили. Гранатами немецкая пехота не пользуется, или я не заметил. Самолеты в фильме выступили вяло. Их можно вообще убрать, и ничего не изменится. А вот к артиллерии претензий нет. Все артиллерийское выглядит очень круто.

В сухом остатке. Режиссер хотел снять честный фильм про подвиг 4й роты, и снял. Взял у населения деньги и выложил их на экран. Обратите внимание, ни один «либеральный» критик не попытался разыграть карту, что, дескать, Шальопа всё украл. Язык не поворачивается сказать. Упрекают его в том, что он сделал безвкусную агитку, а не фильм. Ну, окей.

Этот фильм, помимо своего художественного и пропагандистского вклада, стал своеобразной кинематографической лабораторией, которая, как я надеюсь, позволит студии применить свои наработки для следующей картины. На этот раз я им дам деньги заранее.

Если ты хочешь, чтобы у нас в стране и дальше снимали фильмы, с уважением относящиеся к нашей истории и к зрителям, не забудь купить билеты и сходить в кино на «28 панфиловцев». Деньги у них будут только, если мы их поддержим.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Впечатляющий отзыв!
Кстати об истории Отечества, кто-нибудь участвовал сегодня во Всероссийском тестировании ?