Работа 103

Автор фото: Елена Ормызова

Мысль рассказать о своей работе я вынашиваю уже давно, но все как-то руки не доходили, да и сложно это – в короткой заметке уложить все особенности работы экстренной службы, которой сейчас уделяют так много внимания СМИ.

Итак, я работаю врачом скорой помощи в г. Москва, на самой, пожалуй, большой и сложноорганизованной станции СМП, нашей необъятной родины. Надеюсь, что и самой лучшей. Я точно знаю, что в других городах все может оказаться не так здорово в плане организации и оснащения, но рассказать могу только о том, что вижу сам.

Немного об организации

По данным оф. сайта:

В настоящее время на СС и НМП г. Москвы работает более 10000 сотрудников. Организация работы Станции основана на принципах централизованного приема и сортировки вызовов и управления бригадами СМП; при этом обеспечивающая сеть представляет собой 58 подстанций и 87 постов, равномерно развернутых на территории города (в том числе 28 постов на крупных автомагистралях и МКАД). Станцией ежедневно выполняет до 12 тысяч выездов.

Немного расшифрую, что это означает. Весь город разделен на районы в зависимости от численности населения, плотности застройки и транспортной доступности. В каждом таком районе есть подстанция СМП. Подстанции располагаются таким образом, чтобы обеспечить минимальное время доезда в том числе и в отдаленные части района. По нормативу время доезда бригады должно составлять не более 20 минут, но в большинстве случаев время доезда для бригад нашей подстанции значительно меньше.

Несколько соседних подстанций административно объединены в «регион». Каждая подстанция имеет свой небольшой комплект руководства. Руководство подстанции подчиняется непосредственно руководству станции СМП и руководству «региона».

Каждая подстанция обеспечивает постоянную работу 12-20 выездных бригад. Бригады различаются по составу. В зависимости от наличия врача в бригаде она может быть врачебная либо фельдшерская. Врачебные бригады бывают общепрофильные и специализированные.

Специализированные  — это педиатрические, интенсивной терапии, психиатрические, неврологические, акушерские (обычно это не врачебная бригада, в ее составе  есть акушерка). К сожалению, в последние годы количество специализированных бригад было сильно сокращено, поскольку их заменили общепрофильными. Хорошо это или плохо, судить не мне; думаю, время покажет, насколько это был эффективный или целесообразный подход. Фельдшерские бригады нередко могут иметь в составе только одного фельдшера и водителя.

Каждая подстанция имеет свою диспетчерскую. Диспетчер распределяет вызовы в зависимости от сложности по возрастанию: либо фельдшерским, либо врачебным, либо специализированным бригадам.

Путь вызова

Существует единый центр приема вызовов на номер 103. Диспетчер, принимающий вызов, — не простой человек, обычно это фельдшер с достаточно большим выездным стажем (все диспетчеры, которых мы будем упоминать, имеют минимум среднее медицинское образование).

У диспетчера существует стандартный опросник по многим поводам для вызова, который позволяет не только сохранить время, но и понять суть проблемы, очертить круг возможных заболеваний, оценить наличие угрожающего жизни состояния.

По номеру 103 также есть и консультативный пульт. Если человек не уверен, что ему необходима именно скорая помощь, диспетчер переключит вызывающего на пульт, где врач, обсудив проблему, примет решение, следует ли направлять бригаду по адресу или человек способен справится со своей проблемой самостоятельно. В случае малейших сомнений по адресу будет направлена бригада. Также вызов может быть передан в районную неотложку.

Все вызовы регистрируются в автоматической системе управления (АНДСУ или КАСУ). Вызову присваивается номер, категория срочности, заполняются обязательные поля с адресом и поводом, после чего вызов передается диспетчеру региона и диспетчерам подстанции.

Максимальную срочность получают вызовы в общественные места и вызовы с поводом, угрожающим жизни: сюда входят, например, «кардиалгия», «задыхается», «без сознания». Диспетчер подстанции, в зависимости от наличия свободных бригад поблизости, назначает вызов.

Также вызов может быть назначен на бригаду диспетчером региона либо АСУ в автоматическом режиме. Бригада, находящаяся на подстанции, получает распечатанную карту вызова в диспетчерской, бригада в пути может получить вызов на коммуникатор АНДСУ, по рации или по телефону. Все средства связи дублируются. Большинство бригад имеет в распоряжении мобильный коммуникатор АНДСУ (работает в сотовых сетях) и рацию в автомобиле. Также диспетчер может связаться с любым членом бригады по личному мобильному.

Вызов, зарегистрированный в АСУ, невозможно удалить, его можно только закрыть. По выполнении вызова, в диспетчерскую сдается заполненная бумажная карта вызова.

Вообще, у бригады очень короткий «поводок». Любой диспетчер в любой момент времени достаточно точно знает, где находится бригада либо куда она движется. С момента получения вызова, бригада должна выехать с подстанции не более чем за 4 минуты. За исполнением этого норматива следят диспетчеры подстанции; основные помещения и парковка оборудованы камерами; в диспетчерской стоит монитор.

Также на рабочем месте каждого диспетчера подстанции есть второй монитор, на котором в режиме реального времени отображается положение и статус всех бригад, находящихся в районе. Геоданные передаются коммуникаторами в автоматическом режиме. В карте вызова фиксируется время получения вызова, время передачи вызова бригаде, время прибытия бригады на вызов, время окончания вызова, время запроса места на госпитализацию и время прибытия бригады в стационар (последние два при госпитализации).

По прибытии на вызов и об окончании вызова, бригада обязана доложить диспетчеру. Время нахождения на вызове ограничено 30 минутами, но, если требуется дополнительное время, бригада также обязана поставить в известность диспетчера, причем обязательно указывается повод. В карте АСУ делается соответствующая запись.

Достаточно жесткий контроль за временем необходим в том числе и по соображениям безопасности бригады. Если по прибытии на место больной не найден, закрыть такой вызов может только диспетчер региона, при этом обязательно прозванивается номер вызывающего.

Если пациент отказывается от осмотра или от госпитализации, о ситуации докладывается старшему врачу, а причина отказа указывается в АСУ и в карте вызова. Старший врач обычно беседует по телефону с пациентом и также пытается выяснить причины и убедить изменить решение.

Для меня заявления о том, что скорая куда-то поехала по своим делам или кого-то куда-то отвезла звучат просто смешно, поскольку вся работа организована таким образом, что сделать подобное попросту невозможно. Даже больница, в которую будет доставлен больной, определяется диспетчером отдела госпитализации в зависимости от удаленности и наличия мест в стационаре, бригада на это решение повлиять не может.

Стоит упомянуть, что в столице существует с десяток коммерческих служб СМП. Их машины отличаются только наклейками с рекламой соответствующей компании. Работают, как правило, те же врачи и фельдшеры, в свободное от основной работы время.

Машина и ящик

Машина СМП – это маленький дом для бригады. Все машины оснащены дополнительным отопителем салона, в большинстве последних машин есть и кондиционер. Все машины укомплектованы дефибриллятором, аппаратом ИВЛ, небулайзером, электроотсосом, аппаратом ингаляционного наркоза, кислородным ингалятором, электрокардиографом, запасом инфузионных растворов в термоконтейнере, мягкими носилками и щитом, комплектом шин, реанимационным набором, акушерским набором и огромным количеством прочих необходимых вещей. Практически все оборудование может быть доставлено на место вызова.

Оранжевый ящик содержит в себе порядка 100 наименований медикаментов. Помимо лекарств есть тонометр, глюкометр и пульсоксиметр. Подавляющее большинство препаратов представлены в инъекционной форме, исключение составляют некоторые кардиологические препараты и активированный уголь. Поэтому у бригады бесполезно просить таблетку от головы – их просто нет. Ящики пополняются раз в сутки централизованно в аптеке и, в случае необходимости, во время смены.  По поводу наркотиков скажу только одно, контроль за выпиской и использованием таков, что даже в том случае, если вводишь препарат по показаниям, в конце смены имеешь массу неудобств.

Диагностика и оказание неотложной помощи регулируется внутренними «алгоритмами». Алгоритмы обновляются раз в пару лет в соответствии с новыми научными данными и рекомендациями. Пространства для маневра ноль. Либо делаешь согласно алгоритмам, либо потом в карте объясняешь, почему отклонился. Например, если при пневмонии в алгоритмах указана необходимость снять ЭКГ, то проще снять пленку, чем потом объяснять старшему врачу, почему не работаешь по алгоритмам. Соответственно все препараты, вне зависимости от стоимости, учитываются и выписываются в аптеке согласно картам вызова.

По моему скромному мнению, наличие алгоритмов – это благо, так как с некоторыми патологиями сталкиваешься достаточно редко, и держать в голове все современные подходы к лечению просто невозможно. Благодаря подобным алгоритмам больше времени остается именно на постановку диагноза.

Сама работа

Работа на скорой – это та работа, которую можно любить и ненавидеть одновременно. На вызове тебя может ждать как милая старушка, так и пьяное агрессивное быдло. Даже во время учебы в мединституте я очень сильно идеализировал работу СМП. В реальности же большая часть работы – это работа с хроническими больными.

Несколько слов стоит сказать о людях, работающих на скорой. В большинстве своем они активные и доброжелательные, вне зависимости от стажа и возраста. К кому угодно, начиная с зав. подстанцией и заканчивая простым фельдшером, можно обратиться с абсолютно любым вопросом. Я думаю, это лучший медицинский коллектив, в котором мне доводилось работать. Это тот коллектив, где действительно есть «чувство плеча».

Сама работа тяжелая и физически и морально: суточный график, много бумажек, постоянный недосып. Но есть один, очень важный для меня фактор: она не скучная!


А теперь ответы на вопросы редактора:

В чем отличие скорой помощи от неотложки (ОНМП)?

Неотложка сейчас занимает промежуточное положение между СМП и поликлиникой, выполняя часть работы каждой из этих служб. По ОНМП ездит всегда один доктор, и эта служба не ориентирована на оказание помощи в ситуациях, когда существует реальная угроза жизни. Вызовы выполняются по очереди поступления, от вызова до приезда врача может пройти от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от загруженности.

Врач ОНМП имеет право оставлять назначения и передавать данные для оформления больничных листов. СМП же может оказывать только экстренную помощь, назначать лечение запрещено.

Приведу несколько примеров взаимодействия служб. Приехав на вызов к пациенту с кашлем, врач/фельдшер СМП может диагностировать бронхит и оставить пациента на месте, фактически только поставив диагноз. Будет передан активный вызов в поликлинику или ОНМП.

Врач ОНМП, прибывший на вызов к пациенту с, предположительно, бронхитом может назначить лечение или, заподозрив пневмонию, вызвать бригаду СМП для транспортировки пациента в стационар.

Другой пример: при поступлении вызова с поводом «повышение температуры» все зависит от заявленной цифры. Выше 39 поедет бригада СМП, как на гипертермию, ниже ОНМП, как на ОРВИ.

В чем отличие желтой машины от белой?

В основном, конечно, в цвете. Желтые машины часто имеют «на лбу» надпись «реанимация», но после сокращения количества бригад АиР на большинстве этих машин работают общепрофильные бригады. В плане оснащения значимых отличий нет.

В сезон гриппа возите с собой экспресс-тесты на грипп?

На этапе СМП не имеет значения, какой именно вид ОРВИ у пациента, госпитализируются только пациенты с тяжелым течением и при наличии осложнений. Тесты есть в приемных отделениях инфекционных стационаров.

Есть ли установка на золотой час?

Да. Все пациенты с ОНМК и инфарктами должны быть доставлены в стационар не более чем за 75 минут от момента получения вызова бригадой. За этим очень строго следит руководство. Каждый случай задержки разбирается и карается.

Как вы объезжаете пробки?

По-разному.  Дворами, по тротуарам, по встречке. Впрочем, мы все знаем, к чему приводит систематическая езда по встречке. Водитель в бригаде подчиняется ответственному врачу/фельдшеру, который в конечном итоге и определяет стиль езды. Согласно приказу, все машины всегда двигаются со включенными «маяками». При необходимости нарушать ПДД используются звуковые сигналы. Бригада не нарушает ПДД, когда возвращается на подстанцию или следует на пост/дислокацию, это возможно только при следовании на вызов и транспортировке пациента.

Стоит сказать, что без острой необходимости водители стараются не создавать опасные и потенциально аварийные ситуации. Все понимают, что в их руках не только жизнь и здоровье пациента, но и жизни всей бригады. Если машина вышла на встречку, значит, ситуация действительно того заслуживает.

Надо признать, что большинство участников дорожного движения пропускают машину со спецсигналами, это здорово помогает. Но, к сожалению, много проблем создают шлагбаумы и проезды во дворы, заблокированные припаркованными машинами. Здесь уже никакие спецсигналы не помогают. Иногда жители спрашивают, почему у нас нет волшебной кнопки от всех шлагбаумов, а я и не знаю, что ответить… Было бы не лишним 🙂

Если у вас тоже есть вопросы — задавайте в комментариях.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

5 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Интересно в Москве эта система устроена. А как у вас с укомплектованностью кадрами, наверное тоже не хватает работников, как и в других регионах?
Исходя из вашей предыдущей статьи думала, что Вы ветеринарный врач 🙂

Автор2

С кадрами все более-менее нормально. Большой вклад как раз вносят соседние регионы и область. Не секрет, что Москва "объедает" кадрами большую часть страны. Думаю, что не меньше половины линеных сотрудников Московской СМП приезжие или иногородние.
У меня два образования, сменный график позволяет совмещать

3

У меня два образования, сменный график позволяет совмещать

это очень полезное сочетание.
А сталкивались ли Вы с такими случаями, когда переживающий владелец приболевшего животного передаёт ему свою тревогу, и животное хуже реагирует на лечение; если же удаётся успокоить хозяина, то и его питомец быстрее идёт на поправку?

4

Николай, очень интересно!
А вызов, когда звонит пациент передается в ближайшую станцию? Мне знакомая говорила, что лучше знать телефон ближайшей станции, мол, будет быстрее.

Автор5

Быстрее точно не будет т.к. диспетчер подстанции не сможет принять вызов.
Все вызовы поступившие на пульт 103 передаются на подстанции в течении одной, максимум двух минут. Опять же, работа построена таким образом, что если на подстанции нет свободных бригад, вызов будет передан на соседнюю или на ближайшую свободную бригаду, вне зависимости от того, к какой она подстанции относится.