Реабилитация с Нинтендо

В развитых странах в основе лечения ревматоидного артрита лежит применение биологических и небиологических болезнь-модифицирующих лекарств (DMARDs), позволяющих вывести заболевание в длительную ремиссию, замедлить прогрессию и значительно увеличить качество жизни (по сравнению с тем, что было раньше).

Однако, какой современной ни была бы лечебная схема, она не может, сама по себе, вернуть пациенту ухудшившиеся функции суставов, без активного участия самого пациента. Поэтому, ряд организаций, например American College of Rheumatology, рекомендует врачам и пациентам не забывать про лечебную физкультуру, направленную на профилактику потери подвижности суставов.

Но теория – одно дело, а реальная жизнь – другое. Частенько пациентам не удобно или лень ходить на лечебную физкультуру или на занятия с тренером, и они бросают это дело, способствуя, тем самым, более ранней инвалидизации самих себя.

Для таких людей есть альтернатива – виртуальный мир, сиречь компьютерные игры. Сейчас среднего возраста достигло поколение, для которого видеоигры – это друг детства, и если привычные паттерны поведения могут помочь в реабилитации – почему бы не попробовать?

В прошлом году в журнале BMC Muscoskeletal Disorders была опубликована статья немецких врачей из клиники ревматологии и клинической иммунологии в Charite University Medicine в Берлине. Они поведали о результатах своего одноцентрового исследования, изучившего принципиальную возможность использовать игровую консоль Nintendo™ Wii Fit Plus для реабилитации пациентов с ревматоидным артритом.

Принцип работы этой консоли заключается в том, что человек управляет происходящем на экране телевизора движениями своего тела. Для этого в руках у него специальные устройства (для разных типов заданий и игр они могут быть разными), которые измеряют положение его тела, а на телевизоре установлен сенсор инфракрасного излучения, считывающий показания этих устройств.

Плюс к этом прилагается балансировочная доска с четырьмя сенсорами (вперед-назад-влево-вправо), при помощи которой можно управляеть элементами йоги и тренировать равновесие.

В исследовании приняло участие 30 человек: 15 попали в группу Wii Fit Plus, а другие 15 – занималась обычной домашней лечебной физкультурой. В течение 12 недель первые выполняли упражнения под контролем игры, а вторые – сами по себе (по методичке и после занятия с тренером).

Через 12 недель пациенты поменялись группами и продолжили занятия еще 12 недель. Все участники занимались по три раза в неделю, по 30 минут за раз. Содержание заданий в Wii Fit Plus было специально подобрано врачами, чтобы исключить то, что не подходит пациентам. В итоге у участников экспериментальной группы всякий раз был выбор: 12 упражнений йоги, 11 силовых, 7 на баланс и 6 аэробных. Условие было такие – в одну сессию выполнить минимум 2 упражнения из каждой категории.

Результаты

На момент исследования средняя продолжительность заболевания у участников была 13 лет. 12 пациентов на момент скрининга получали лечение ритуксимабом, 10 пациентов – тоцилизумабом, 5 – абатацептом, 2 – этанерцептом и 1 – цетролизумабом. Это всё биологические лекарства против ревматоидного артрита. На фоне этого лечения у пациенто все равно сохранялась определенная активность заболевания.

Сравнительный анализ показал, что по субъективным и объективным оценкам эффективности, о которых я скажу дальше, значимой разницы между группами не было, но, вот, мотивация к тому, что заниматься была выше в группе Nintendo.

Плюсы видеоигры:

  • 66% участников сказали, что занятия в виде игры – это веселее
  • 57% заявили, что мотивация к занятиям во время игры выше
  • 53% понравилось, что игра ставит им оценки (соревновательность)

И это при том, что средний возраст пациентов был – 56 лет. Обратите на это внимание.

Минусы видеоигры:

  • 57% пожаловались, что некоторые упражнения вызывают боль
  • 33% — некоторые упражнения слишком сложные
  • 27% — не сразу понятно, что игра от тебя хочет
  • 37% — упражнения на балансировочной доске слишком сложные (артриты стопы)

Занятия по методичке участники оценили несколько иначе.

Плюсы занятий по индивидуальной методичке:

  • 40% сказали, что упражнения лучше заточены под их особенности
  • 33% — не нужные никакие дурацкие консоли
  • 27% посчитали, что такие упражнения более эффективны

Минусы занятий по индивидуальной методичке:

  • 50% отметили, что мотивация ниже, чем в игре
  • 20% пожаловались, что без игры скучнее
  • 20% — некоторые упражнения вызывают боль

О чем все это говорит?

Использование видеоигр, вероятно, не идеальное решение, но оно работает. Возможно, этот режим лучше подойдет для тех пациентов, кому не хватает внутренней мотивации для рутинного механического повторения одних и тех же упражнений (знакомо, нет?) и кто склонен к игровому азарту (баллы и очки за задания).

Если консоль заставит человека выполнить курс упражнений – она свою работу выполнила.

Какова же была эффективность?

В исследовании было два критерия:

  • Сила мышц (динамометром по 9 группам мышц) и
  • Результаты теста 6-минутной ходьбы (6MWT)

6MWT – в оригинале это тест на кардио- и дыхательную выносливость, но применяется и в ревматологии. Суть простая – пациент 6 минут ходит по коридору больницы по заранее намеченному маршруту. Цель – выяснить максимальную дистанцию, которую он/она может пройти за это время. Скорость пациент регулирует сам по самочувствию. Можно останавливаться и отдыхать.

Интепретация простая: чем больше человек пройдет шагов – тем лучше его выносливость (stamina) и состояние суставов и мышц, отвечающих за ходьбу.

Эти параметры замеряли до начала тренировок, через 12 недель и через 24 недели –

Сила мышц

Zernicke et al. BMC Musculoskeletal Disorders (2016) 17:351

Оба вида тренировок за первые 12 недель улучшили силу мышц примерно на 12%  по сравнению с началом исследования, и эта разница была статистически значимой (p < 0.001). По степени прироста группы значимо не отличались друг от друга. После кросс-овера, то есть обмена группами, прирост силы был, но он не достиг статистической значимости по сравнению с точкой 12 недель.

Выносливость и подвижность

Показатели теста 6-минутной ходьбы тоже значимо (p < 0.05) улучшились в обеих группах через 12 недель «лечения». Средняя дистанция увеличилась на 28 метров, то есть на 5%.

Эти цифры не имеют большого самостоятельного значения, так как выборка пациентов была слишком маленькой, но они показывают, что игровой вариант активной реабилитации пациентов с ревматоидным артритом, как минимум, не уступает классической индивидуализированной лечебной физкультуре, а для тех пациентов, у кого есть трудности с мотивацией или просто с доступностью ЛФК, может стать подходящим выбором для сохранения функций суставов и обслуживающих их мышц.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

4 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Если бы в этих играх можно было ещё и деньги иногда выигрывать, мотивация была бы ещё выше, а особо азартные игроманы стали бы "подсаживаться" на ЛФК 🙂

Автор2

Хорошая мысль 🙂

3

В наш век монетизировать видео игры легче всего. Снимаешь на камеру Танец в Dance Central, Выкладываешь на ютуб заключаешь Партнерку и дело в шляпе. =)

Автор4

Уже пробовал? 🙂