Безопасный автомобиль

безопасность автомобилей

Кажется еще совсем недавно покупатели в автомобильных салонах Санкт-Петербурга живее всего интересовались тем, какая музыка и какие диски установлены в машине. Я помню граждан, которые отказывались от АБС в пользу тонировки и музыки.

Но время идет, и мы меняемся. За последние 10 лет мы повзрослели и немного пришли в себя от этого внезапно обрушившегося на наши неандертальские головы буржуазного великолепия в виде глухих тонировок, прямоточных глушителей, сабвуферов, самопальных ксенонов и прочей ерунды.

Теперь на улицах полно «простых» хороших европейских автомобилей, в которых на первом месте (в том числе и благодаря выбору покупателей), забота о безопасности и об окружающей среде (Дизельгейт считать не будем).

Об экологии поговорим в другой раз, а сейчас о том, что современный автомобиль может сделать для того, чтобы защитить своих пассажиров, пешеходов и других участников движения, и что из этого арсенала мне представляется самым нужным.

Самое первое правило для любого автомобилиста: сел в машину – пристегнись сам и пристегни всех остальных, как спереди, так и сзади. Никакие самые крутые навороты не спасут непристегнутого человека. Непристегнутый водитель и передний пассажир в случае аварии бьются головами друг об друга, а задние прилетают вперед, убивая тех, кто сидит спереди.

Всегда пристегивайте себя и остальных!

Но этого мало. При сегодняшней плотности потока и скоростях, требующих от водителя реакции человека-паука, нужна электроника и механика, которые способны вмешаться и исправить ситуацию еще до того, как человек что-то начал соображать.

Мне стало интересно, что автомобильная индустрия может предложить сегодня для защиты водителя, пассажиров и пешеходов, и я собрал в интернете вот этот набор. Если есть что добавить – пишите в комментариях.

Airbags

Первое – это подушки безопасности. Как я понимаю, существуют фронтальные, боковые (например, в боковине сиденья) и шторки, раскрывающиеся из потолка. Желательно, чтобы в машине были все эти подушки, и чтобы боковые и шторки защищали бы и задних пассажиров тоже.

подушки безопасности

Seatbelt pretensioners

Преднатяжители ремней безопасности стали стандартом и есть почти во всех новых машинах на передних сиденьях. Их задача заключается в том, чтобы в момент столкновения подтянуть ремень, выбрав весь люфт и прижав человека к креслу. Это снижает риск смещения тела и всяких ненужных разворачиваний и подныриваний.

В момент срабатывания слышится хлопок пиропатрона, и идет дым. Это штатная работа девайса. Я не знаю – бывают ли преднатяжители на задних ремнях. Наверное, бывают. Штука полезная.

Active head restraints

В России это называют «активные подголовники». Это устройства, спрятанные внутри подголовника, срабатывающие от датчика удара сзади и направляющие подголовник вверх и вперед.

Они уменьшают амплитуду движения головой из-за удара сзади. Такой удар приводит к тому, что голова водителя или пассажира сначала откидывается назад, ударяется о подголовник, затем летит вперед, останавливается на максимальном сгибе шеи, а затем опять летит назад.

Эта последовательность приводит к «хлыстообразной травме» шеи, в том числе перелому позвонков со всеми вытекающими. Удар сзади, как правило, неожиданный, и люди к нему не готовы. Поэтому их шеи и раскачиваются, как хлыст.

Активный подголовник блокирует первое раскачивающее движение, снижая общую амплитуду и понижая риск травмы. Функция нужная, желательно, чтобы она была и на задних сиденьях тоже.

ABS

Антиблокировочная система. В современных автомобилях она идет в комплекте с системой курсовой стабильности, контролем тяги и прочими важными функциями. АБС использует гидравлические механизмы и датчики с тем, чтобы препятствовать блокированию колес при торможении.

Если сцепления колес с поверхностью не хватает (в дождь, на грязной дороге или в гололед) сильное нажатие на тормоз заблокирует колеса, они перестанут вращаться, и машина превратиться в плюшку, управляемую только вектором ее кинетической энергии.

Маневрировать с заблокированными колесами нельзя, поэтому тормоза нужно «распустить». В раньшие времена, когда АБС еще не было, бывалые водители умели быстро и прерывисто нажимать на педаль тормоза, имитируя ее работу. Но теперь это не требуется – жми на тормоз от души и спокойно поворачивай, система все сделает сама.

Пару лет назад я успешно повернул на 40 кмч в гололед на 90 градусов, выжимая тормоз в пол. Впереди был лес, и где-то внутри я уже готовился ко встречи с ним, но АБС позволила мне совершить этот поворот и остаться на трассе. Полезная штука.

Traction control

Контроль тяги. Эта функция идет в комплекте со системой курсовой устойчивости и АБС. Ее работа заключается в контролировании оборотов колеса с тем, чтобы предупредить его пробуксовку на старте.

Исполнительным механизмом контроля тяги обычно являются гидравлические механизмы системы АБС, «прикусывающие» на время пробуксовывающее колесо. Эта функция позволяет передать вращение тем колесам, которые имеют сейчас большее сцепление с трассой.

Все это экономит время на старте и позволяет плавно и без рысканий тронуться на скользкой поверхности. В наших широтах лишней не будет.

Electronic Stability Program (ESP)

В разных машинах эта система курсовой устойчивости может называться по-разному, но мне чаще всего приходилось слышать сокращение ESP. В основе этой системы – компьютер, получающий информацию от датчиков вращения колес, положения руля, работы двигателя, продольных и боковых ускорений, датчика вращения автомобиля вокруг своей оси и других, и управляющий исполнительными механизмами системы АБС, а также двигателем.

Главная цель ESP – следить за тем, что машина следует тому курсу, который ей задает положение руля. В случае, если автомобиль едет иначе – система начинает корректировать ситуацию, «придушивая» двигатель и «прикусывая» разные колеса.

В результате возникает коррекция сноса и заноса, и машина возвращается на курс. Естественно, система ESP не отменяет законов физики. Если слишком разгонишься – улетишь с дороги вместе со всей своей курсовой устойчивостью.

У меня ESP включается обычно на грунтовой дороге зимой, а на асфальте лишь иногда подхрюкивает в лужах и на гололеде. Кстати, впечатление от сработавшей в снегу или на льду ESP довольно забавное – как будто тебя кто-то дернул за хвост.

Название ESP используют Mercedes, Audi, Hyundai, Jeep, Kia, Suzuki, Volkswagen.

У других марок эта система называется иначе:

  • Dynamic Stability Control (DSC): BMW, Land Rover, Jaguar, Mazda, Mini,
  • Vehicle Stability Assist (VSA): Honda
  • Vehicle Stability Control (VSC): Infiniti, Lexus
  • Vehicle Dynamic Control (VDC): Nissan, Subaru, Toyota
  • Dynamic Stability Traction Control (DSTC): Volvo

Brake assist (BA)

Эту систему у нас называют «усилитель экстренного торможения» или «система помощи при экстремальном торможении». BA тоже использует исполнительные механизмы системы АБС, но реагирует она на «паническое» торможение, отличающееся от обычного давления на педаль тормоза.

В современных автомобилях компьютер оценивает два параметра: как быстро человек убрал ногу с газа и как сильно нажал на педаль тормоза. Если газ убрали резко, а не плавно, то еще до того, как водитель нажал на тормоз, система BA уже душит двигатель и зажимает тормозные колодки.

К тому моменту, как водитель начал нажимать на педаль тормоза, машина уже вовсю тормозит, доводя усилия на колодках до максимума, независимо от того, сколько сил у водителя в мышцах ног. Американцы пишут, что даже сильные водители в момент паники жмут на педаль тормоза недостаточно сильно. Теперь «дожимать» за них будет система. Ну, и правильно.

Brake assist позволяет сэкономить драгоценные секунды, превращающиеся в метры. Такая система нужна всем, и в первую очередь девушкам и пожилым людям.

Forward-collision warning (FCW) +/- Automatic emergency braking (AEB)

Это система предупреждения о возможном столкновении. В некоторых современных машинах она идет в паре с системой автоматического торможения. FCW использует информацию с установленных камер, радаров и лидаров, отсчитывающих дистанцию до впереди идущей машины или иного какого препятствия.

Если компьютер считает, что вероятность столкновения слишком высокая – он информирует водителя об опасности. Обычно, это яркая пиктограмма на панели приборов плюс звук. Это дает время на то, чтобы среагировать.

В более дорогих моделях система не дожидаясь реакции водителя начинает сначала самостоятельно сбрасывать обороты двигателя и прикусывать тормоза, а, в конечном итоге, и тормозит «на всю катушку».

Система не гарантирует, что она остановит автомобиль и избежит столкновения, но она сделает все, чтобы свести ущерб к минимуму. Эта функция особенно полезна на трассах, где водитель начинает отвлекаться: ронять и искать телефон, передавать бутылки с водой и конфеты, копаться в навигаторе, менять радиостанцию и так далее.

Pedestrian detection

В некоторых машинах система FCW/AEB умеет видеть пешехода, переходящего дорогу, и экстренно тормозить перед ним. Если эти системы эффективны, то имеет смысл их устанавливать, так как в нашем вечном сумраке, продолжающимся девять месяцев в году, с переменным снего-дождем пешеходов не видно, особенно за городом.

Adaptive cruise control

Система адаптивного круиз-контроля использует те же сенсоры и механизмы, что и FCW/AEB, но, при этом, умеет не только останавливаться, но и поддерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля.

На дорогих моделях адаптивный круиз-контроль умеет полностью останавливать машину и вновь трогаться с места, что должно быть крайне приятно в пробках. Однако, следует помнить, что вздремнуть или посмотреть фильм не получится, так как, во-первых, эта система, как правило, отключается, если убрать руки с руля, а, во-вторых, производители не берут на себя ответственность за ДТП.

На мой взгляд, на небольших дистанциях – не самая нужная вещь.

Blind-spot warning (BSW)

Если я правильно помню, компания Volvo начала устанавливать эту систему предупреждения об опасности в слепой зоне еще миллион лет тому назад. BSW использует радары или камеры, направленные чуть латерально и кзади от боковых зеркал. Если там что-то появилось – в боковом зеркале или на приборной панели начнет мигать пиктограмма, и раздастся какой-нибудь звук.

В более современных версиях этой системы машина не дает вам перестроиться в полосу, где находится мешающий объект, удерживая руль и вибрируя им, а также прикусывая колеса на другой стороне.

Я думаю, что это полезная функция. Правда, с нашей страстью к постоянным обгонам у владельца машины с продвинутой BSW может развиться вибрационная болезнь.

Rear cross-traffic alert

До сих пор я перечислял довольно известные автомобильные функции, но про эту вы, возможно, не слышали. У нас ее называют «система помощи при выезде с парковки задним ходом».

Эта система использует радары, расположенные в углах заднего бампера. Они «просвечивают» угол, с которого ваш путь может пересекать другая машина, или другой объект. Если в секторе появляется препятствие – машина подает сигнал звуком и пиктограммой, а некоторые модели сами блокируют тормоза и самостоятельно останавливаются.

Считаю это крайне нужной функцией в условиях города, особенно на парковках во дворах.

Lane-departure warning (LDW) + Lane-keeping assist (LKA)

Система контроля за полосой. Это тоже уже «древняя» функция, позволяющая автомобилю при помощи специальных камер, расположенных, как правило, рядом с салонным зеркалом заднего вида, отслеживать дорожную разметку и удерживать машину в рамках своей полосы.

Само собой, эта система имеет больше смысла там, где на дорогах мало грязи и снега и много разметки. Не уверен, что нам это так уж нужно.

Backup camera + Parking assist systems

Камера заднего вида и всякие парковочные сенсоры в условиях города — вещь крайне нужная. И дело не только в многочисленных столбиках, заборчиках и прочих невидимых из салона деталях городского благоустройства.

Дело в детях, которые ростом ниже багажника. Обычные датчики парковки могут не отреагировать, а это страшно. В городе нужно видеть, что происходит перед твоими задними колесами. Мне нравится, как это работает на Volkswagen Golf – там при включении задней передачи камера автоматически вылезает из-под логотипа, работающего одновременно ручкой багажника.

Благодаря этому укрытию камера в Гольфе всегда чистая, то есть она всегда работоспособна, даже в нашей традиционной пыли и грязи. Незащищенная камера, как мне кажется, это пустая трата денег, так как у нас в городе большую часть времени в нее ничего не будет видно.

Tire-pressure monitors

Машина, со всеми своими многочисленными фичами, стоит и передвигается на колесах, и от их состояния очень многое зависит, в том числе и безопасность. Само собой, нужны хорошие покрышки. Желательно, лучшие из доступных вам.

У меня искреннее сожаление вызывают владельцы дорогих машин на пластиково-угольных бюджетных колесах: этакие портосы с кожаной перевязью, которым нет дела до безопасности. Лучший способ «прокачать» автомобиль – это купить хорошие дорогие покрышки.  Не «крутые», а хорошие.

Но есть еще одно важное условие: работа многих систем безопасности автомобиля настроена с учетом того, что в колесах всегда «паспортное» давление. В инструкции к любой машине написано, что перед каждой поездкой владелец должен убедиться, что давление соответствует рекомендованному. Обычно эти рекомендации можно найти на наклейке на пороге автомобиля.

Вы проверяете давление перед каждой поездкой? Я тоже нет. А оно падает при снижении температуры, что повышает, например, риск того, что колесо разбортуется на ходу, при наезде на препятствие. Если это произойдет в повороте, то машина может сделать «уши».

Желательно, чтобы машина сама проверяла, какое у нее давление. Хорошо бы, конечно, чтобы и накачивала сама, но это доступно не всем. Тем не менее, сигнализация – это уже очень важно, а если с точным указанием атмосфер, то еще лучше. В США все автомобили, произведенные после 31 октября 2016 года, должны быть оборудованы системой предупреждения о снижении давлениях в колесах.

Вряд ли я вам открыл какие-то новые горизонты, но мне интересно – знаете ли вы какие системы безопасности установлены в вашей машине. Какие бы вам еще хотелось установить? Готовы ли вы пожертвовать «крутой музыкой» или кожаным салоном ради какой-нибудь дополнительной функции безопасности (если дилер предоставляет такую возможность)?

А пока вы думаете, вот вам сравнение краш-тестов автомобилей 1997 и 2015 годов.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.