В шлеме – дешевле

польза мотоциклетного шлема

В прошлом году в журнале Injury Epidemiology были опубликованы результаты американского ректроспективного исследования, сравнившего исходы аварий мотоциклистов в тех штатах, где ношение шлема обязательно против тех, где это добровольный выбор водителей.

Получилось забавно. Думаю, что в преддверии сезона многим любителям двух/трехколесного транспорта и разнообразных ATV будет полезно ознакомиться.

Согласно американской историографии появлению мотоцикла человечество обязано изобретателю по имени Sylvester Roper, придумавшему, спустя два года после окончания Гражданской Войны, пристроить к велосипеду паровой двигатель.

Sylvester Roper

Sylvester Roper и его паровой велосипед

На своем изобретении Сильвестр, к удовольствию зрителей, разгонялся до 40 миль в час. Кончилось все это тем, что помимо изобретателя мотоцикла он еще вошел в историю и как первый в мире человек, погибший в мотоциклетной аварии.

К началу 20 века промышленность США уже освоила мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания, выведя вперед знаменитые компании Indian и Harley Davidson. Эти машины оставили паровое изобретение Ропера далеко позади.

Harley Davidson, 1905

Еще до того, как вторая мировая война подстегнула государственный спрос на эту продукцию, появились первые медицинские обзоры о характерах травм при падении и столкновении мотоциклов.

Hugh Cairns

Одним из первых ученых, систематизировавших виды мотоциклетных травм, стал британский военный хирург сэр Hugh Cairns, анализировавший армейский опыт использования мотоциклов. Он быстро пришел к выводу, что более 90% травм головы у мотоциклистов были фатальными (речь не идет о пулевом ранении мотоциклиста; только падения и столкновения).

Во время войны специальных мотоциклетных шлемов не было. Первый такой шлем был запатентован только в 1953 году профессором C.F. Lombard из университета Южной Каролины. Он был спроектирован с целью гашения части энергии при столкновении.

Идея изобретения тут же была подхвачена разными компаниями, которые стали предлагать свои модели, также расcчитанные на защиту именно мотоциклиста.

bell 500 шлем

Шлем Bell 500, разработанный Roy Richter в 1954 году.

Законы США еще долго не требовали использования мотоциклетных шлемов, но популярность новой аммуниции быстро набирала обороты. В начале 70х годов в журнале American Journal of Epidemiology были опубликованы результаты эпидемиологического исследования, показавшего, что использование шлема снижает риск серьезных травм головы на 50%.

Но еще за несколько лет до ее публикации The U.S. Department of Transportation (DOT) выпустил новые правила National Highway Safety Program Standard, обязавшие американских мотоциклистов использовать шлемы.

Конгресс США подставил легкую подножку этому требованию, разрешив штатам самим решать – принимать новое правило или нет. Несмотря на это, к 1975 году, все штаты, кроме трех, обязали, в той или иной степени, своих мотоциклистов использовать шлемы.

На сегодняшний день карта американских требований к шлемам выглядит так –

мотоциклетные шлемы правила США

В «зеленых» штатах закон требует, чтобы все мотоциклисты носили шлемы (universal law), в «синих» есть ограничения – как правило шлемы обязательны только для мотоциклистов моложе 17-20 лет и их пассажиров (partial law). В «серых» штатах езди, как хочешь.

C 1976 года в США было много споров о полезности шлемов. Противники говорили, что они ограничивают периферическое зрение, а также покушаются на свободы граждан. Защитники утверждали, что отсутствие шлема при аварии приводит к более тяжелым повреждениям головы, более высокому риску инвалидизации и смерти.

Однако, «хорошие» доводы разбивались об упрямую статистику –

смертность мотоциклистов

Смертность мотоциклистов за последние 40 лет практически не изменилась, несмотря на широкое внедрение шлемов и прочей полезной аммуниции. Причин тут две: во-первых, сильно выросла плотность и скорость потока, а во-вторых, шлем, сам по себе, не прокачивает мозги.

Я наблюдал у нас на Ланском шоссе мотоциклистов в шлемах, обгоняющих поток на заднем колесе японского спортбайка. Шлемы таким нужны только, чтобы асфальт не испачкать и окружающих не забрызгать.

У американцев то же самое. Но они люди въедливые и подошли к вопросу с другой стороны. Они решили посчитать во сколько их бюджету (то есть налогоплательщикам) обходится мотоциклист в шлеме и мотоциклист без шлема.

Немедленно выяснилось, что 60% расходов на лечение выживших мотоциклистов тянет на себе Medicaid, то есть государство. При этом в 2010 году мотоциклисты в шлемах сэкономили налогоплательщикам 3 миллиарда медикейдовских долларов, а мотоциклисты без шлемов потратили на себя 1.4 миллиарда.

Авторы ретроспективного исследования, которое я упомянул в самом начале, проанализировали 73,759 мотоциклетных аварий, произошедших в 2005-2008 годах. 38% аварий произошли в «синих» штатах, где шлемы обязательны только для юных мотоциклистов; остальные 62% — в «зеленых» штатах, там, где шлемы обязательны для всех.

В «синих» штатах 42% разбившихся мотоциклистов были в шлемах, в «зеленых» — 88%. Это в среднем. Анализ показал, что услуги «экстренной медицины» для мотоциклистов из «синих» штатов были статистически значимо дороже, чем для мотоциклистов из «зеленых» штатов.

Виды травм тоже разнились между «синими» и «зелеными» —

мотоциклетные травмы

У мотоциклистов из «синих» штатов, где законы требуют шлемы только у определенной возрастной категории мотоциклистов, было значимо больше повреждений головы и шеи, в том числе травм головного мозга.

Результаты этого исследования подтвердили, что те бесшлемные мотоциклисты, кто выжил в аварии, в среднем, обходятся бюджету дороже из-за более тяжелых травм и, как следствие, из-за необходимости более обширного, более длительного и более дорогого лечения.

Так что, дорогие мотоциклисты, вы, того, берегите себя. Ну, и деньги налогоплательщиков тоже.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.