До работы на велике

Подобно тому, как газ заполняет весь предоставленный ему объем, человек норовит занять весь предоставленный ему комфорт. Мы так устроены, и это нормально. Одним из обязательных критериев комфорта в недоразвитой и недружелюбной городской среде, в пыли и непогоде, в тесноте и суете большого города является что? Автомобиль, конечно.

Автомобиль – это проекция нашей эгоцентричности. Он только наш, он огораживает нас от окружающих, он перемещается вместе с нами, он подчиняется нашему настроению и подчеркивает нашу индивидуальность.

яркая индивидуальность

Везде за пределами нашего автомобиля нас будут толкать, нарушать наши границы, кричать на нас, делать нам жарко или холодно, окружать нас омерзительными запахами и звуками. Так что психологический отдых возможен только в салоне любимого авто.

уютный салон

И вот, жаждущие разгрузки граждане выстраиваются в железную колонну по три и вяло тянутся с утра на работу, а вечером таким же темпом – домой. Но, увы, я вынужден вас разочаровать. И дело не в том, что дорожный стресс ничуть не лучше любого другого стресса, и не в том, что сидячий образ жизни ворует ваши годы, и даже не в том, что салонный фильтр не полностью защищает вас от вредных компонентов дорожного воздуха.

Дело в том, что города не успевают за машинами. Как бы быстро ни развивалась дорожная сеть, плотность автомобилей в крупных городах увеличивается быстрее. К тому же дороги нельзя развивать бесконечно, иначе жить будет негде.

Поэтому наметился новый тренд – выгонять автомобилистов из города. В прошлом году много шума было из-за того, что в Москве начали зажимать центр в пользу пешеходных пространств. Время от времени раздаются призывы сделать въезд в центральные районы городов платными или вообще запретить. Вводятся высокие цены на парковку.

Петербург ждет та же участь. А в более развитых странах эта тенденция наметилась уже давно. Помню был в 1997 году в Копенгагене – так там целый район города (Stroget) был перекрыт бетонными балками. Все, дескать, приехали – дальше пешком или на велике. В гостиницу, в супермаркет, в музей, с чемоданами и детьми – властей не парит.

У них там такая городская концепция – уважай сначала человека, потом велосипедиста, потом пассажира автобуса, и только в конце автомобилиста. И так будет повсеместно, и у нас тоже.

Подтягиваются к общему тренду и ученые. Например, шведские. Сейчас они нам объяснят, почему нам нужно отказаться от автомобиля в пользу велосипедного транспорта. Объяснят на примере своей Швеции.

В этом январе в журнале Science of the Total Environment были опубликованы результаты большого шведского эпидемиологического исследования, смоделировавшего экологические последствия пересаживания части жителей Стокгольма и его окрестностей с автомобилей на велосипеды.

Для этого ученые с 2011 по 2014 года провели опрос 39,000 шведов, выудив из них кучу информации о них самих, их транспорте, их работе и проживании, с адресами, явками, телефонами, историей болезни и вообще всем, чем только могли.

А далее авторы исследования создали гипотезу, которую мы для краткости назовем «гипотезой 30 минут». Согласно ей, все те шведы из Стокгольма и окрестностей, кто проживает на расстоянии менее 30-минутной велосипедной поездки от работы и не имеет медицинских противопоказаний, отказываются от автомобиля и начинают ездить на работу на велике. Задачей исследования было понять – как это скажется на качестве городского воздуха и здоровье городского населения.

По критериям исследования с автомобилей на велосипеды можно было пересадить 111,487 стокгольмцев, что на 210% больше, чем реально ездило там на великах на момент исследования. 52% «новых велосипедистов» были мужчины, их средний возраст был 42 года.

Средняя дистанция до работы (в одну сторону) составила:

  • 3.7 км или 14 минут у мужчин и
  • 3.1 км или 15 минут у женщин

Как пересаживание на велосипед сказывается на воздухе?

Модельные расчеты показали, что 30-минутный сценарий приводит к:

  • снижению NOx (все оксиды азоты) на 6.5 – 8.4%, по сравнению с текущей обстановкой
  • снижению сажи на 6.4 – 8.1%

Конкретное снижение зависит от района вычислений (весь Стокгольм, только центр Стокгольма или окраины Стокгольма). Самая большая дельта улучшения качества воздуха получилась в центре Стокгольма, где больше автомобилистов находятся в пределах 30 велосипедных минут от своей работы и физически могут пересесть на велосипеды.

велосипеды и экология

Насколько значимо такое улучшение воздуха?

Влияние уменьшения загрязнения на здоровье исследователи рассчитывали, опираясь на результаты различных эпидемиологических исследований.

Полученное снижение уровня NOx, конкретно NO2 и сажи позволит предотвратить от 16 до 63 преждевременных смертей в год и каждый год добавлять всему населению дополнительные 185 – 449 лет жизни.


О том, какой эффект сажа оказывает на здоровье читай в статье Сажа навсегда


Подробнее в таблице данные по типам загрязнения и району измерения –

Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос придется понять и принять то обстоятельство, что ты не дикарь, которого допустили до благ цивилизации, а Человек, которые задумывается о том, как его жизненный выбор и принципы влияют на будущее города, общества, планеты.


О последствиях безудержной тяги к комфорту читай в статье Что заложено в цену


Конечно, на пути повальной велосипедизации населения лежат простые и понятные препятствия: холод, непогода, пыль, опасность травм, болезни и просто нелюбовь к переменам и ленность.

Но что-то из этого все же можно попробовать преодолеть, а то ведь, всё равно, заставят –

велосипед зимой

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.