Шанхай

Утром в Шанхае нас встретил наш гид Саша. Китаец. Рост – метр девяносто, родом из Харбина.  В отличие от других наших гидов вполне прилично говорит по-русски.  Новые слова схватывает на лету.  Я научила его слову «фигня» (грешна, каюсь).  Через некоторое время на мой вопрос: «а что в этой лавке?» последовал ответ: «фигня».  Заглянула, присмотрелась, и вправду фигня 🙂

На любую нашу просьбу он отвечал «сделаем», и, надо отдать ему должное, делал.

На осмотр достопримечательностей Шанхая и расположенных рядом городов у нас было всего три дня. Так что прямо с поезда мы понеслись галопом выполнять свою экскурсионную программу.  Сначала мы посетили храм нефритового Будды, расположенный в центре города, и прекрасно гармонирующий с небоскребами.

Именно соседство с небоскребами создает в этом храме особый колорит, попадаешь словно в другое пространство, где вдруг останавливается время, и начинаешь осознавать суетность окружающего мира.

А вот и сама статуя нефритового Будды. Когда-то их в Китае было несколько, но после культурной революции осталась только эта, остальные были разрушены в порыве борьбы с наследием прошлого.

Если вы будете в Шанхае, то обязательно посетите знаменитую телебашню «Жемчужина Азии».

На входе придется пройти серьезный досмотр. Имейте в виду, что если у вас с собой будет зажигалка, то ее отберут.  Придется потом покупать новую. Я свою, правда, потом получила обратно с помощью нашего гида 🙂 Помимо досмотра и  прочих мер предосторожности, вход на телебашню  охраняется собаками.

А с телебашни открывается прекрасный вид на весь Шанхай.

При посещении смотровой площадки острые ощущения вам гарантированы – часть пола там стеклянная. И заставить себя туда шагнуть не так уж и просто 🙂

А уж набраться смелости и посмотреть вниз задача совсем не из легких.

Особо упирающихся любителей селфи туда затаскивали силком.

Еще одна «обязательная» часть программы – Сад радости.  Название сада имеет свою историю.  Жил-был один высокопоставленный чиновник. В китайских историях, особенно применительно к садам, почему-то всегда присутствуют высокопоставленные чиновники, и с чего бы это? 🙂

Чиновник этот так был занят своими делами, что редко навещал родителей, и они достали его упреками.  И тогда, чтобы отвязаться, он построил родителям Сад радости.

сад радости

Как хочется, чтобы у нас у всех была возможность построить такой сад, где можно, войдя через маленький проходик,

полюбоваться своими личными львами,

спокойно покормить приносящих счастье золотых рыбок,

или просто сидеть и созерцать окружающую красоту.

Но этого чиновника обуяла гордыня, и заказал он в свой сад такого же дракона, который был у и императора. Император приказал разобраться, и, в случае совпадения скульптур, отрубить дерзкому голову.  Пришлось бедолаге срочно вносить коррективы в проект. Дракону оторвали одну лапу, а под нос сунули лягушку.

Посланная императором проверяющая комиссия совпадения не выявила, и чиновник был прощен.

Побывать в Китае и не попытаться увидеть больших панд совсем не правильно, и мы отправились в зоопарк.

Но, к сожалению, большие панды спали и полностью нас проигнорировали.

Мы пытались их разбудить, взывая к их совести и другим чувствам,  но бесполезно.

Кажется, мы просто попали в неудачное время, потому что спали все.

Впрочем, представители семейства кошачьих не являются в данном случае показателем. Когда они не едят и не моются, они спят 🙂

Бодрствовали только некоторые пернатые (будь у меня такой «головной убор» я бы тоже не спала в углу, а всем бы его показывала, за деньги, конечно  🙂  )

а также некоторые приматы

и им подобные

После зоопарка мы отправились погулять по старому кварталу Шанхая.

На какое-то мгновение нам показалось, что мы в Венеции.

Но силуэты пагод на фоне вполне венецианских мостов

и лавки с жареными куриными и лягушачьими лапами в качестве еды вернули нас к действительности.

Следующий день – экскурсия в Ханчжоу. Город, по меркам нашего гида, не очень большой, население миллионов 10 – 12.

Начало знакомства с Ханчжоу  — прогулка по озеру. Озеро это было выкопано вручную несколько столетий назад по приказу императора.

Оно очень живописно,  и не мудрено, что на его берегу проходят всякие фотосессии.

В Ханчжоу есть такое замечательное место — буддийский храм «Прибежище души».

Я бы там насовсем осталась, так там тихо и спокойно.

Но суетность моя напомнила обо всяких ждущих меня дома делах, родственниках, друзьях и котах, и, с легкой завистью посмотрев на веселого Будду,

мы отправились дальше выполнять нашу экскурсионную программу.

А дальше нас ожидала пагода Шести гармоний.

Наше предложение подняться на самый верх пагоды было встречено гидом  таким воплем ужаса (достали его эти туристы, которым вечно надо куда-нибудь залезть),

что мы его пожалели и  на самый верх не пошли, обошлись осмотром внизу.

Последний день нашего пребывания в «большом Китае»  —  экскурсия в город Суджоу, который еще называют китайской Венецией. Совсем маленький городок, население каких-то жалких пять миллионов.

Основная достопримечательность Суджоу – сады и парки. Их там очень много. Жаль, что у нас было так мало времени, и мы смогли посетить только наиболее известные из них.

Все сады  носят поэтические названия: Сад скромного чиновника, Сад львиной пещеры, Сад гармонии, Сад благовонных трав. И у каждого названия есть своя легенда. Что касается Сада скромного чиновника, то тут все понятно и без легенд, ну что  тут скажешь, забор действительно скромный.

А вот за забором… совсем не скромных размеров пространство, выстроенное, как и положено, по фэн-шуй.

Там же есть целый сад с деревьями «бонсай». Тоже скромненько так.

Дополняют эту скромную картину разнокалиберные вазы

и прочие мелочи для создания уюта.

Следующий сад – Сад рыбака.

Ну, тут уже, что называется, «труба пониже, дым пожиже».  Что же взять с рыбака-то.

На самом деле его хозяин был тоже высокопоставленным чиновником, и должен был построить сад к приезду в гости императора.

Но только вот подвела его страсть к рыбалке. Пруд построили, рыб запустили, и увлекся чиновник рыбалкой, а сад достроить не успел (это легенда такая).

Приехавший в гости император, увидев недострой, обозвал горемыку «рыбаком»,  и, возможно, еще всякими созвучными словами (в легенде о других словах умалчивается, но мы же можем предположить, что могут наговорить императоры в гневе). В результате, за садом и осталось название «Сад рыбака».

На этом, к сожалению,  наша экскурсия  в Суджоу закончилась, и мы вернулись в Шанхай.

Напоследок наш гид устроил нам еще одну замечательную экскурсию – вечернюю прогулку на корабле по реке Хуанпу, протекающей через Шанхай. Если будете в Шанхае, то проезжайте на такую прогулку обязательно, и  именно вечером, когда все здания на набережной  ярко подсвечены.

По дороге обратно в гостиницу мы сделали еще небольшую остановку во Французском квартале. Это такое место, куда богатые китайцы и туристы приезжают на шопинг. Ничего особенного, но «богато». Если у вас нет цели потратить кучу денег на фирменные тряпки китайского происхождения, то можно это место проигнорировать.

На этом наше посещение материкового или «большого» Китая закончилось, и утром нас ожидал перелет на остров Хайнань. Рассказ о нем прочтете в следующем моем посте.