Смартфонное слабоумие

«Всё, пропал товарищ. Отберите у него телефон». Приходилось слышать такое в компаниях? Стоит человеку взять в руки смартфон, и он начинает пропускать вопросы, отвечает невпопад или вообще зависает.

Думаете, это потому, что ему там интереснее? Исследователи из University of Texas и University of California предположили, что причина сложнее. Они провели психологический эксперимент, который показал, что не только контент в телефоне, но и само присутствие устройства (даже выключенного) влияет на интеллектуальные возможности человека и его способность сконцентрироваться.

Согласно авторам статьи, опубликованной в Journal Association of Consumer Research, средний американец взаимодействует со своим смартфоном 85 раз в день, в том числе сразу после пробуждения, непосредственно перед сном, а иногда и посреди ночи (тут все должны подумать – ой, а у меня тоже такое бывало).

91% опрошенных американцев утверждают, что никогда не оставляют телефон дома. 46% — что жизни без него не представляют. Они живут с ощущением, что несут в кармане источник бесконечной информации, этакое окошко в мир, в котором всё время что-то происходит, все за что-то конкурируют (за лайки, прежде всего) и чего-то добиваются, а ты идешь/сидишь/лежишь, как лох, и ничего этого не знаешь и ни в чем не участвуешь.

Авторы статьи предположили, что самопогруженность граждан со смартфонами, которая мешает их когнитивным функциям в реальном мире, связана с подспудным ожиданием того, что смартфон потребует к себе внимания.

Их гипотеза заключается в том, что значительная часть интеллектуальных способностей человека тратится на этот «дежурный режим» и не доходит до «реального мира» (в статье это называют brain drain). А условием этого обкрадывания является присутствие смартфона где-то поблизости.

Говорят, что этот феномен связан с механизмами «активного ожидания сигнала» (в статье это называют automatic attention). Примеры вам, скорее всего знакомы. Неподалеку от вас идет беседа, которая вас не интересует. Эту беседу вы воспринимаете, как шум – слова сливаются в общий гул. Однако, стоит кому-нибудь произнести ваше имя – и вы начинаете всё слышать.

Другой пример – способность мамы различить плач ребенка сквозь шум. Еще пример — обострение обоняния и слуха у водителей, когда они ведут машину, причем строго на определенные триггеры: запах гари и необычный шум или скрежет. Попроси в этот момент водителя отличить по запаху ромашку от календулы – не сможет.

Авторы статьи полагают, что смартфон, находящийся поблизости, создает у нас аналогичный феномен активного ожидания сигнала, который «отъедает» значительную часть наших способностей (available cognitive capacity).

Для проверки своей гипотезы они предприняли два эксперимента.

Первый эксперимент

В первом участвовали 548 студентов университетов. Участников разделили на три группы: «смартфон в другой комнате», «смартфон в кармане» и «смартфон на столе».

Всем участникам сказали, что им нужно будет пройти некоторые тесты в лаборатории. Тех, кто попал в группу «другой комнаты» попросили все свои личные вещи, включая смартфон, оставить за пределами комнаты для тестирования. Участникам второй группы сказали, что вещи можно взять с собой, но на стол ничего класть нельзя. Таким образом смартфон остался у них в кармане или в сумке, но находился рядом с ними. Участникам из третьей группы сказали выложить смартфон на стол, экраном вниз.

Исследование было простым слепым – никому из участников не объяснили требований насчет личных вещей (дескать, так надо, и всё), и водили их в комнату не всех сразу, а по-отдельности, чтобы они не заметили разницы в требованиях. Также всех участников попросили выключить мелодии, тоны и и вибрацию, чтобы смартфон не издавал никаких звуков.

В комнате студентам предстояло выполнить два задания. Первое называется Automated Operation Span task. Его суть заключается в том, что человеку показывают на экране буквы. Последовательно: сначала загорается одна буква, потом экран гаснет, потом другая, третья и т.д. В конце его просят воспроизвести последовательность этих букв.

Каждая буква чередуется с простой математической задачкой, которую нужно решить и дать правильный ответ. Как только даешь ответ – экран показывает следующую букву из запоминаемой последовательности, потом опять математика.

Таким образом, участнику нужно все время переключаться с букв на математику и обратно и, в итоге, решить все задачи и вспомнить последовательность букв. Это несложно, если сфокусироваться на задании. Оно оценивает способность человека сосредоточенно выполнять понятую им стандартную процедуру. Авторы называют это working memory capacity – такая конвейерная интеллектуальная работа.

На видео пример задания –

Второй тест называется Raven’s Standard Progressive Matrices. Он состоит из картинок геометрических фигур, на которых отсутствует один сегмент или одна фигура. Участнику предлагают выбрать отсутствующий сегмент или фигуру из нескольких предложенных.

Пример этого теста –

Этот тест оценивает способность человека решать новые нестандартные задачи (fluid intelligence). Понимания правил и сосредоточенности тут уже не хватает – нужно напрягать абстрактное мышление.

Результаты исследования оказались весьма любопытными —

Участники, оставившие смартфон за дверью (other room), по обеим дисциплинам выступили значительно лучше, чем те, кто пронес его с собой. Те, кто пронес, но не положил на стол (pocket/bag), оказались на втором месте, а хуже всех справились те студенты, у кого смартфон лежал на столе экраном вниз (desk).

Исследователи не забыли оценить и влияние присутствия смартфона на сознательную мыслительную деятельность студентов. Для этого после задания их всех спросили, как часто за время тестов они вспоминали о своем смартфоне.

Получилось так, что разницы по ответам между группами не было, и среднее значение у всех участников было «совсем не вспоминал» или «почти не вспоминал». Это означает, что смартфон «работал» через подсознательные механизмы.

Второй эксперимент

Фактически они повторили первый эксперимент, но с небольшим изменением. Задача была – проверить влияние эмоционального фактора. Некоторые студенты могли волноваться, что их смартфоны получают звонки и сообщения, на которые невозможно ответить, а некоторые (из группы «на столе»), возможно, и подглядывали тайком. Если бы телефон был выключен, то адресат бы знал, что «абонент вне зоны действия», а так – непонятно, и есть повод для волнения (emotional attachment).

Поэтому во втором эксперименте участников дополнительно поделили еще на две группы: одних попросили просто убрать звук и вибрацию, а вторых – совсем выключить телефон.

Анализ результатов показал, что тренд остался таким же, как и в первом эксперименте, и статус телефона (включен/выключен) никакого эффекта не произвел. Значит, дело не в эмоциях по поводу неотвеченных звонков, а в подсознательной связи человека с находящимся поблизости устройством.


Практические выводы, я думаю, из этого исследования делать не нужно (все равно мы будем пользоваться смартфонами так, как нам это удобно и привычно), но можно на минутку задуматься – кто кем управляет: вы им, или он вами.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.