Что ты за бестолочь такая?

На днях наблюдал, как одна молодая невысокая грушеобразная дама ругала, своего, как мне показалось, сына за то, что он осмелился посадить пятно на футболку или рубашку.

«Что ты, как придурок такой, не можешь пяти минут в чистой одежде пройти?!» — голосила она своим трескуче-базарным меццо-сопрано, выдергивая испачканную рубаху из брюк и тыкая пятном мальцу в нос. Мальчик лет 6-7 вяло отвечал, что, дескать, это не он сам, что, дескать, его испачкали. Но его слова безнадежно тонули в децибелах маминого голоса.

Мы вместе ждали зеленого света на светофоре, и в какой-то момент мне ужасно захотелось мастерки перепев интонации этой женщины, спросить ее: «Какого черта ты с такой жирной жопой на улицу вышла, дура?! Тебя, что, с такой жопой рожали?! Куда ты дела нормальную жопу?! Пяти минут не можешь пройти без жирной жопы!!».

Но я, как вы понимаете, не стал этого делать. Может, не захотел пугать ребенка, а, скорее всего, просто духу не хватило. Хотя однажды мне довелось прекратить подобное поведение. Похожая невысокая толстая мамашка (совпадение?) ругала и трясла совсем маленького мальчишку, лет трех-четырех.

Я не знал, что делать, но потом нашелся – подошел к ней и сказал: «я Ваши действия записал на телефон». И смотрю на нее. Она обратила на меня свои пустые коровьи глаза, и тут у нее, видимо, произошел сбой в системе и перезагрузка, потому что она так ничего и не ответила, но кричать перестала.

Но это всё присказка, а пост про то, что американские психологи называют emotional abuse in children, и про то, как это может аукнуться в будущем, когда ребенок подрастет.

Не знаю, как это переводят наши психологи, но суть – эмоциональное оскорбление ребенка. Обычно выделяют три вида:

  • в семье,
  • bullying (это от товарищей по учебному заведению, например) и
  • internet bullying

Про два последних потом поговорим, а пока про семью. Общественность, и у нас и у них, сенсибилизирована, в основном, к физическому и сексуальному насилию, а эмоциональные оскорбления, когда они не сопряжены с насилием, остаются слегка за кадром.

И напрасно, потому что, согласно American Psychological Association, ссылающейся на результаты исследований, опубликованных в Proceedings of the National Academy of Sciences (756 человек) и в Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy® (5,616 человек), долгосрочные эффекты «чистых» эмоциональных оскорблений не «уступают» таковым после физического или сексуального насилия.

В исследованиях получилось так –

Одинаковые последствия после эмоционального vs физического/сексуального насилия:

  • ощущение выброшенности из общества (social withdrawal),
  • тоска (sadness),
  • чувство одиночества (loneliness),
  • проблемы с концентрацией и со сном,
  • головные боли и
  • боли в животе.

Более выраженные последствия эмоциональных оскорблений, по сравнению с физическим/сексуальным насилием:

  • на 47% выше риск причинения умышленного вреда себе,
  • на 65% выше риск проблем с учебой,
  • на 78% выше риск депрессии,
  • на 80% выше риск болезненного расставания (separation anxiety disorder),
  • на 91% выше риск криминального поведения,
  • на 92% выше риск зависимостей от препаратов, алкоголя и т.п.,
  • на 92% выше риск тревожности (anxiety)
  • на 147% выше риск проблем с заведением личных отношений (attachment problems)

Эти значения выше не по сравнению с «нормой», а по сравнению с последствиями физического или сексуального насилия в детстве. Осознайте этот факт.

А теперь давайте разберемся, что считать за emotional abuse?

Вы, наверное, думаете, что это те ужасы, что происходят в неблагополучных семьях или что-то вроде того, что я описал в начале статьи. Но нет, не спешите. Сейчас разберем несколько характерных примеров, которые, я полагаю, вас удивят.

Унижение

Это включает любое принижение чувства собственного достоинства ребенка:

  • «Слышишь, давай – сядь, не мелькай» вместо «присаживайся»
  • «Тебя не спросили» вместо диалога
  • Формы глагола в прошедшем времени «подошел сюда, я сказал»

Ребенок – это такой же человек, как и вы, только меньше ростом. Любой ребенок сам понимает субординацию в семье и готов ей подчиняться, если это не входит в противоречие с его личностью. Общайтесь с ним, как с равным.

У психологов есть тест, позволяющий понять, каково ощущение ребенка своего положения в иерархии семьи. Ребенка просят нарисовать всех членов семьи, включая его самого. А затем смотрят на пропорции роста. Если у всех в семье пропорциональные размеры, а себя ребенок нарисовал маленькой козявкой – есть о чем подумать.

Критика

Для любого ребенка похвала и внимание родителей – самое ценное и желанное вознаграждение. Если он принес рисунок – достаточно сказать, что «тут немного криво» или «а чё цвета такие странные?», чтобы нанести ему травму.

Соображайте, когда критика нужна, а когда нет. Всегда помните, что если критики будет больше, чем похвалы – вас уволят из судей, так сказать.

Безразличие

Это еще один вариант критики в глазах ребенка. Чадо слепило из пластилина стопятисотого динозавра и несет его вам, чтобы рассказать, в чем его принципиальное отличие от точно такого же сточетырестадевяностодевятого. Скажите ребенку «иди, не мешай, я устал» и он услышит «нафиг ты никому не нужен — ни ты, ни твое тупорылое творчество». Найдите в себе силы похвалить его или хотя бы просто выслушать.

Манипуляции

Это одно из любимейших занятий в российских семьях. «Ты будешь заниматься музыкой и хоккеем», потому что мама так и не выучилась музыке, а папа хоккею (или наоборот). «А то, что ты рисуешь на компьютере какие-то мультики или собираешь из железок новые модельки машин – это ерунда и пустая трата времени».

Класснейший довод звучит так: «ты что, так и собираешься всю жизнь только играть?!». Правильный ответ, видимо, должен быть такой: «Нет, с завтрашнего дня начну, как и вы, пить водку и смотреть футбол».

Социальная селекция

Это частный вид манипуляций. «Ты с Петей не играй, у него родители [какие-то не такие]. Ты с Васей играй – он из семьи нашего круга». То, что Вася забитый идиот, а Петя – надежный и интересный камрад, вообще не играет никакой роли.

Сравнение

Еще одно любимое занятие наших диких родителей. «Ну, почему ты не можешь учиться, как Маша? Посмотри, какая она умница». Потому что он – не Маша (может быть сестра/соседка/одноклассница/дочка подруги), и даже не ее клон. А причина какой-то неудачи кроется в особенностях ребенка, которые он теперь будет еще старательнее от вас прятать.

Подавление

Стоит ребенку громко рассмеяться над шуткой товарища – мы на него тут же цикнем «что ты ржешь, как ненормальный?!» (нам же не смешно). Таким образом, запрещена естественная рефлекторная реакция на смешное. Сознательное может подавить смех, но какой ценой?

Аналогичным образом, «чё ты расплакался, как девчонка?!». Слезы – естественная рефлекторная реакция на грустно/больно. Подавите ее, и она трансформируется во что-то другое. Возможно, в массовые убийства потом, кто знает?

Обесценивание

«От тебя одни проблемы», «что ты за бестолочь такая?» (бестолочь – значит без толку, то есть ненужный, бесполезный). Вы сказали ребенку, что он не нужен. Именно так он это и поймет. Русский язык – родной.

Обобщения и программирование

  • «Ты не умеешь считать» вместо «тут у тебя ошибка»
  • «Тебе нельзя доверять» вместо «в этот раз ты меня подвел»
  • И самое лучшее: «из тебя никогда ничего не выйдет!»

Нужны комментарии к этому разделу, или и так все понятно?

А теперь я хочу попросить тех из вас, у кого есть дети – проанализируйте свое поведение и напишите в комментариях к этом посту примеры ваших собственных неудачных фраз и поведения, от которых вы теперь постарайтесь избавиться в общении со своим ребенком.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

а мне слово жопа из заметок вычеркивал.

Автор2

Кругом двойные стандарты!