Не отвлекайте доктора от игр

В 2013 в PlosOne вышла забавная статья про то, как влияют видеоигры на способности молодых хирургов выполнять лапароскопические операции. Положим ее в копилку наших знаний о пользе игр для совершенствования различных навыков.

Эффект этот был изучен в небольшом итальянском клиническом исследовании, в котором в роли «пациентов» выступили 42 резидента первого и второго года с отделений общей, сосудистой и эндоскопической хирургии.

Лапароскопия – это один из видов минимально-инвазивных хирургических методов. Доступ к внутренним органам человека обеспечивается через небольшие отверстия в брюшной стенке, через которые хирург вводит специальные длинные и тонкие манипуляторы, с помощью которых выполняет сложные действия. Например, удаляет и эвакуирует желчный пузырь.

Контролирует свои действия врач через видеоизображение, поступающее в реальном времени по оптическому волокну на монитор.

лапароскопия

Пациенту этот метод оборачивается сплошными плюсами – меньше кровопотери, меньше боли в послеоперационном периоде, меньше осложнений, быстрее домой. Но врачу так работать сложнее, и ему требуется специальная подготовка. Отдельная проблема заключается в том, что хирургу (особенно молодому) трудно интуитивно ориентироваться в изображении на мониторе.

Это связано с несколькими ограничениями:

  • Камера имеет определенный угол обзора, то есть видно всегда лишь часть картинки
  • Плохо передаются тактильные ощущения
  • Амплитуда движений хирурга ограничена
  • Доктор должен анализировать, на какой глубине находятся манипуляторы

Кроме того, движения рукояток инструментов и изображения на экране могут быть инвертированы, что заставляет врача постоянно осмысливать координаты зоны, в которой он работает. Интуитивно они не всегда читаются.

инверсия видео при лапароскопии

В этом отношении лапароскопия похожа на современные видеоигры, особенно те, в которых используются беспроводные аксессуары – теннисные ракетки, световые мечи и тому подобное.

Согласно критериям включения, участники должны были быть либо совсем без опыта лапароскопических операций, либо с небольшим (не более 5 операций в «анамнезе» и только в качестве оператора камеры). Кроме того, они не должны были быть заядлыми игрунами (не более часа игр в неделю до начала исследования).

Всех участников, до того, как начались игры, протестировали на тренажерах для лапароскопии – Lap Mentor™ и Simbionix™.

тренажеры для лапароскопии

После регистрации «фоновых» показателей на тренажере, участников разделили на две группы, по 21 человек в каждой и выдали им разные инструкции. Контрольная группа должна была воздерживаться от видеоигр на протяжении 4 недель, а опытная – играть в течение 60 минут в день, пять дней в неделю.

Для тренировки навыков выбрали «большой теннис», «пинг понг» и какой-то авиасимулятор.

нинтендо теннис

Игры проходили под присмотром исследователей, в специальной лаборатории. В качестве игровой платформы выбрали консоль Nintendo® Wii™. Авторы объяснили свой выбор тем, что элементы управления консоли лучше всего подходят для имитации связи манипуляторов с видеоизображением при лапароскопии.

нинтендо ракетки

Через 4 недели напряженных игр группы собрали вместе и снова протестировали на профессиональных тренажерах лапароскопии. Участникам нужно было выполнить три специальных задания, а также симуляцию полноценной холецистэктомии (удаление желчного пузыря).

Задание первое – на ориентирование. В абстрактной геометрической среде нужно было найти 10 цветных шариков, навести на них прицел камеры и сфотографировать. Оценивались скорость и точность выполнения.

тренажер для лапароскопии

Задание второе – на координацию. В той же среде необходимо было найти 10 синих и красных шариков и прикоснуться к каждому из них манипулятором соответствующего цвета.

тренажер для лапароскопии

Задание третье – на скоординированную работу двумя руками. При помощи двух манипуляторов нужно извлечь цветные шарики из желеобразной массы и переложить их в контейнер.

тренажер для лапароскопии

Задание четвертое – холецистэкстомия. Полноценная виртуальная симуляция настоящей операции. Участникам объяснили технические принципы и познакомили с историей болезни «пациента». Оценивалась точность движений и количество допущенных повреждений.

тренажер для лапароскопии

Результаты исследования показали, что после 4 недель эксперимента появилась достоверная разница между лапароскопическими навыками контрольной и опытной групп. Практически по всем отслеживаемым параметрам во всех четырех тестах участники, игравшие в Nintendo® превзошли контрольную группу с достоверностью p < 0.05.

У этого исследования, конечно, есть методологические недостатки – небольшое количество участников и неодинаковый лапароскопический опыт (хоть и стандартизованный). Однако, современные видеоигры заставляют человека мысленно соотносить реальные объекты с видеоизображениями и координировать их взаимодействие.  Тот же принцип используется и в лапароскопии и других видах эндохирургии.

Мой товарищ, хирург (и один из авторов нашего сайта), который занимается почти исключительно лапароскопией, полагает, что природные способности к пространственному мышлению и желание идти в ногу с прогрессом важнее видеоприставок. Но, тем не менее, если увидите доктора, который в ординаторской режется в виртуальный пинг-понг – не отвлекайте его, возможно, он совершенствует свои навыки.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.