Деньги в конверте

Последние несколько лет мы наблюдаем серию финансовых крахов – банки, турфирмы, автомобильные заводы… Лайнер глобального капитализма то и дело накреняется на бок. А ведь возле крупных компаний пасутся стада финансовых аналитиков, которые должны прогнозировать риски и страховать от них.

Может быть, они не делают свою работу или просто некомпетентны? Сдается мне, что причина в том, что хозяева денег не знают, что происходят с их финансами и живут в иллюзорном мире, до поры.

Думаете – эти проблемы касаются только корпораций и больших денег? Разрешите возразить. Ваша семья, полагаю, оперирует меньшими суммами, чем  средний банк, но знаете ли Вы точно, как тратятся Ваши деньги? И не ожидает ли Вас финансовый кризис?

Чтобы спрогнозировать и обеспечить свое финансовое благополучие, нужен план, который соединит то, что у Вас есть, с тем, чего Вы хотите, и со способами достижения. Такой план называется  бюджет.

Это слово очень заезжено, а в нашей культуре от него к тому же веет бумажно-бюрократической тоской, сдобренной негативом по поводу «пилежа» денег налогоплательщиков. Между тем, бюджет – это эффективнейший инструмент, без которого ни одна корпорация не сделает и шага.

Бюджет есть и у Вас, точнее у Вашего «домовладения» (household), только Вы можете этого не осознавать. А между тем понятие «домашний бюджет» становится все более актуальным. Но вот беда: все знают, что нужно планировать свои доходы и расходы,  причем, наверное, даже на долгий срок, но уж очень это скучно и неинтересно.

Призывы вести свой домашний бюджет звучат отовсюду. Программы для ведения бюджета есть на любой вкус. И, несмотря на изобилие помощников и очевидную пользу, большинство людей не ведет никакого бюджета. Это как со здоровым питанием: что делать – понимают все, а применяют – единицы. И основная причина – неудобство, связанное с необходимостью самоограничения и затратами времени.

Но, как говорил Дэйв Рэмси: «У вас нет времени НЕ вести бюджет».

dave-ramsey

Знаменитый американский миллионер и шоумен Дэйв Рэмси вел цикл радиопередач для людей, попавших  в кредитную лавину. И ведение домашнего бюджета – это, по его мнению, одна из самых выгодных инвестиций своего времени, наряду с семьей и образованием.

Однако, если Вы решили завести бюджет немедленно, то скорее всего, вас сначала ждет… провал. Слишком резко подчинить свою жизнь жестким правилам (особенно, если Вы не сами их себе придумали) сложно. Попытка начать «с наскока» не приведет к успеху ни в спорте не в бюджетировании. В каждом случае навык сначала нужно прокачать.

Чужие советы о том, сколько денег нужно планировать на определенные статьи бюджета тоже не помогут и не понравятся, потому что только Вы сами знаете, что для Вас важно, а что нет. Придется стать экспертами и научиться управлять своими финансовыми потоками. И Вы сами будете решать – куда их вливать.

О принципах бюджетирования, которые облегчают, а не осложняют жизнь поговорим в следующий раз, равно как и о технических средствах для составления бюджета. А сейчас, помня о постепенном старте, сделаем вводный месяц. В этом месяце главный момент – примерная оценка ежемесячных трат. Итак, первое задание: сейчас назовите себе с ходу суммы,  которые Вы тратите в месяц на основные статьи жизнеобеспечения: еда, жилье, здоровье, транспорт, связь.

Напишите эти суммы на пяти бумажках и разложите их в пять подписанных конвертов. Теперь, после получения зарплаты (или другого основного дохода) разложите эти конверты те суммы, которые Вы себе прописали. Весь следующий месяц обеспечивайте себя (или всю семью) по этим статьям только из этих конвертов.

Если до конца месяца Вам не придется залезать в чужой конверт – значит, по меньшей мере, Вы знаете свои базовые расходы, а это уже отличный старт.

Попробуем?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.