Оставайтесь в черном

household budget slipups

В те времена, когда бухгалтерские книги в банках, магазинах и фирмах в США и Европе вели вручную, было принято записывать прибыли черными чернилами, а убытки – красными. Из-за этого в английском языке появилось выражение «to be in the black», что означает состояние, при котором прибыль превышает расходы. Знаменитая американская «Черная пятница» – отсюда же. Черный в данном случае значит «в прибыли».

Вдумчивое отношение к деньгам очень характерно для западной цивилизации. Нашей ментальности тщательное и аккуратное денежное планирование чуждо. Но те времена, когда финансовое планирование было исключительно делом съездов и совещаний, ушли в прошлое. Сейчас это и наша забота тоже. Если первые реформы ЖКХ, медицины и образования вызывали в лучшем случае споры и веселье, то сейчас, по крайней мере, уже некоторую задумчивость. И это только начало, структура общественнных отношений меняется, почва потихоньку уходит из-под ног. Будем наблюдателями или попробуем изменить ментальность?

Для тех, кто выбирает перемены – вопрос:

Что общего между корпорацией и вашим маленьким домохозяйством?

Слово «домохозяйство» Вам кажется забавным? Попробуйте на минуту представить, что Ваша семья со всеми своими доходами, расходами, пассивами и активами, в том числе и сопливыми – это капиталистическая корпорация в миниатюре. Ни семья, ни корпорация в условия капиталистического устройства (добавим, периферического капитализма – у нас же тут не США) не сможет оставаться на плаву, если не будет считаться с финансовой реальностью.

Лучший способ для этого – постановка целей и составление планов их достижения. Успешные компании планируют все свои действия заранее, рассчитывая на ресурсы и бюджет.

Можем ли мы перенять эту практику для домашних нужд?

Опыт бюджетирования корпораций, которые нанимают консультантов и не первый век настраивают системы бюджетирования, может и должен быть использован. Безусловно, домохозяйство – не корпорация. Другой масштаб, меньше уровень сложности. Благодаря этому и бюджетирование для него будет проще (что, без сомнения, большой плюс).

Домашний бюджет – финансовый план домохозяйства на период в денежном измерении.

household budget 9

Наверняка периодически возникает вопрос «где деньги?». Бюджет – это ответ на него.

Триада для успеха бюджетирования:

Мотивация

Каждая компания на определенном этапе своего развития «дорастает» до бюджета. И зачастую, на этапе внедрения эти новшества встречают сопротивление со стороны тех, кому этот бюджет придется исполнять. Никому не нужны дополнительная ответственность и нагрузка, а потому бюджетирование, начатое просто потому, что «так положено» – провальная затея. За ним должен стоять ответ на вопрос «Зачем?».

Осознайте, для чего Вам нужен бюджет. В расхожем представлении, бюджет – штука для того, чтобы свести концы с концами. А если и без него все хорошо: зарплата или рента с лихвой покрывает все расходы. Составлять или нет?  Ключевое в бюджетировании – цели. Для чего Вам нужны средства в ближайшей перспективе и отдаленном будущем? Чего Вы хотите? Ответ на этот вопрос задает направления планирования. И именно на целях, а не на текущем стоит концентрироваться. Если вы сумеете сформулировать понятные и желанные цели, то это поможет всем участникам позитивно новые правила и ограничения. Может случиться, что введение новых правил будет встречено домашними недружелюбно. Да что говорить о других людях, Вы сами можете воспринять бюджетирование как кучу дополнительной работы при отсутствии выгод. Возможно, Вы будете опасаться, что бюджет вскроет, сколько денег Вы тратите на милые сердцу привычки, или же просто не понимаете, что тут требуется. И именно в эти моменты минутной слабости путеводная звезда целей позволит не сбиться с пути.

Непрерывность

Чем бы Вы не занимались, для успеха нужно постоянство. Если компания принимает решение внедрить бюджет, то это навсегда. Время от времени, бюджет нужно пересматривать, и лучше, чтобы интервалы между пересмотрами бюджета равномерные — так удобнее сравнивать показатели, что повысит шансы сделать правильные выводы.

Почему это важно?

Только регулярное поступление информации создает базу для принятия решений. Именно на длительных периодах становится ясно, насколько планы соответствуют тому, что реально происходит. Оценка расходов, реальность заложенного курса экономии –  все проверяется временем и практикой. Можно продержаться на жесткой финансовой диете месяц, но вряд ли год. Безусловно, в силу обстоятельств у Вас могут быть незапланированные «дыры» между двумя соседними бюджетами. Но, во-первых, это допустимо только в форс-мажорных случаях, а во-вторых, даже недостающую информацию можно добавить «по памяти».

Оптимальный период для домашнего бюджета — месяц, чаще не надо. Большинство людей получают зарплату ежемесячно, и получив, должны решать, что с ней делать. Если же дробить по неделям или декадам — это создаст кучу лишней информации, которая может внести путаницу, но ничем не поможет.

Правила бюджетирования

Четкие правила – основа всей системы бюджетирования. У компаний это включает:  принципы бюджетирования, состав табличных форм, тайминг (расход времени), детализация статей доходов и расходов, регламент документооборота и прочее.

И вот тут возрадуешься, что домохозяйство – не компания: нет бюрократических вериг. Бюджет может ограничиться лишь одной формой в Excel (мы ее «соберем» в следующих постах). Один раз Вы эту форму создадите, а потом раз в месяц будете обсуждать и вносить обновления. Лучше всего обсуждать бюджет накануне зарплаты, так как предвкушение повышает вовлеченность в процесс.

Формы

Первое заполнение домашнего бюджета — это лишь начало пути. В этой точке намечаются цели. Если конкретных целей пока нет, то используйте вариант «минимум» — чтобы расходы были меньше доходов. Но даже для решения этой несложной задачи компании проводят управленческий анализ: сверстав бюджет, выявляют возможности для экономии и повышение эффективности использования ресурсов. После этого происходит корректировка, итог которой – бюджет, обязательный к исполнению.

Исполняемость бюджета

Составили-обсудили-утвердили — приняли в работу для достижения поставленных целей. Бюджет регулярно пересматривают. Если окажется, что какая-то статья на самом деле требует больше денег, чем Вы планировали, то остальные статьи придется подрезать. И такое приходится делать регулярно. Воспринимайте это спокойно.

Со временем, Вы научитесь планировать даже спонтанное поведение, например, «внезапные» шопинги. Если разум преобладает над эмоциями, то это не вызовет внутренних протестов, а близость и взаимное доверие помогут гибко настраивать ваш бюджет — так, чтобы никому не было обидно.

Принцип осмотрительности

Когда компании составляют новые бюджет или вносят в них новый статьи, они всегда (должны так делать, по крайней мере) учитывают максимальные риск и различные неблагоприятные факторы. То есть, если в машине «что-то стучит», то согласно принципу осмотрительности — оно скоро сломается и потребует незапланированных расходов. Их придется запланировать заранее, иначе потом пострадают другие статьи, из которых Вы начнете спешно вынимать срочно понадобившиеся деньги.

Кроме того, бюджет компаний не включает «возможные» доходы (на самом деле многие этим грешат). То есть, если Вам пообещали премию, но еще не дали — не включайте ее в бюджет. С точки зрения составителя бюджета ее нет.

Единство правил для всех

Ничто так не снижает мотивацию, как несоблюдение правил другими участниками процесса. В компаниях такое случается часто: офисные интриги, близость к руководству и особые привилегии снижают доверие к процессу бюджетирования. Хотите, чтобы процесс пошел? В семье важно и нужно, чтобы в планировании участвовали все, а не только самые авторитетные. Даже маленькие дети способны понять, что такое зарплата и поддержать Вас.

Принцип группировки расходов

Расходы разбиваются на группы от обязательных до совсем не обязательных. Знание категория расхода, позволяет Вам быстро принять решение, если требуется «урезать» бюджет. Количество подкатегорий Вы определяете сами.

Принцип детализации расходов (существенность)

Не обобщайте расходы, по крайней мере существенные. Чем детальнее Вы опишите планируемые траты, тем легче Вам будет потом их уточнять и корректировать. Чтобы решить насколько расход существенен, чтобы уделить ему отдельную строку бюджета — воспользуйтесь правилом процента. Определите порог — определенный процент от общей суммы доходов, выше которого Вы будете вводить расход отдельно, а ниже — в составе другой статьи.

Простой пример — расходы на бензин, расходы на КАСКО/ОСАГО, расходы на транспортный налог, расходы на ежегодный ремонт. Объединить или раздельно? Это будет зависеть от Ваших особенностей. Если Вы очень много ездите — бензин может потребовать отдельной строки. Если постоянно тараните чужие машины — ремонт.

Рентабельность информации

Затраты на получение информации должны быть меньше, чем доход от ее использования. Маленькие компании, амбициозно внедряющие дорогостоящий софт для финансового планирования, не менее нелепы, чем глава семейства, скрупулёзно заносящий в купленную для смартфона программу все строчки чеков. Затраты – это не только стоимость программы, это еще и время, требующееся на ее внедрение и эксплуатацию. Время очень дорого, и для нас это в первую очередь принцип правильной подчиненности: не мы для бюджета, а он для нас.

Успехов Вам на пути к эффективному бюджетированию!

budget1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Многим составление бюджета поможет хотя бы просто голову поднять.

Автор2

Хм... голова и так гордо поднята, от пустоты в кармане это не зависит. А вот понять, можно ли замахнуться на Вильяма нашего (с) - должно помочь.