Виды памяти

Память – неотъемлемая часть жизнедеятельности любого живого организма. В широком понимании – это комплекс процессов, направленных на сохранение информации о стимуле после прекращения его действия.

У примитивных животных (членистоногие, моллюски) память присутствует в виде самых примитивных проявлений – привыкания и сенсибилизации. С усовершенствованием центральной нервной системы совершенствуются и механизмы памяти.

Объем памяти находится в прямой зависимости от количества задействованных в этом процессе нейронов. Считается, что мозг человека состоит из десяти миллиардов нейронов, каждый из которых может образовывать до 2,500 контактов с другими нейронами. Это создает космическое количество возможных комбинаций, а значит теоретически емкость памяти человеческого мозга почти не ограничена.

Память принято делить на филогенетическую (врожденную, генетическую) и онтогенетическую (индивидуальную, приобретенную). Материальным носителем генетической памяти является ДНК. Такая память, как правило, является общей для всех представителей одного биологического вида и обеспечивает программу поведения организма, заложенную в его генах. Генетическая память – основа безусловнорефлекторного и инстинктивного поведения.

Индивидуальная память приобретается в онтогенезе: от момента рождения до момента смерти. Она формируется в результате высшей нервной деятельности – восприятия (фиксации или записи), сохранения (в виде следов памяти) и воспроизведения новой информации.

Мы делим индивидуальную память на осознанную (декларативную) и бессознательную (процедурную).

Декларативная память – это способность сознательно воспроизводить заученную информацию (выучивать факты, иностранные слова, формулы и т.д.). Она, в свою очередь, делится на эпизодическую (память, завязанная на события из своего собственного прошлого) и семантическую (память вообще, не связанную с конкретными событиями).

Процедурная память позволяет нам осваивать навыки – например, плавать, ездить на велосипеде и так далее. Конечно, такое разделение искусственно, и в реальной жизни память и обучение – это комплексные процессы.

Несмотря на фундаментальное значение памяти и обучения в жизни человека, наука еще слишком мало знает о механизмах этих процессов и расположении центров памяти. Мы также не знаем, как работают воспоминания и можем ли мы запоминать всю информацию, с которой сталкиваемся, или только ту, что считаем важной.

Впервые изучением памяти на экспериментальном уровне стал заниматься немецкий психолог Герман Эббингауз в 1879-84 гг. Он, в частности, предложил исследовать память при помощи заучивания бессмысленных слогов, состоящих из трех последовательных букв («согласная-гласная-согласная») и подсчета количества повторений, необходимых для их заучивания.

Эббингауз обнаружил, что между количеством повторений в первый день и объемом материала, сохранившимся в памяти на следующий, существует линейная зависимость. На основании этих результатов он построил знаменитую кривую забывания, согласно которой все заученные массивы слогов забываются сначала очень быстро, а потом все медленнее и медленнее.

Forgetting

Кривая забывания Эббингауза. Источник: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000, 712 с.

Огромный вклад в изучение памяти внес наш знаменитый соотечественник физиолог Иван Петрович Павлов, предложивший миру в 1900-х гг. метод формирования условных рефлексов для изучения механизмов памяти и обучения. Этот метод, к слову сказать, актуален и по сей день.

Как формируется память

Формирование памяти происходит постадийно. Вслед за сенсорной памятью продолжительностью менее одной секунды, новая информация поступает в кратковременную память, где хранится непродолжительное время (для процедурной памяти – от долей секунд до 30 часов; для декларативной памяти – до нескольких дней).

Кратковременная память неустойчива и подвержена воздействию внешних стимулов, кроме того, ее объем сильно ограничен. Поэтому для обучения новым навыкам принципиально важно поступление информации в долгосрочную память. Этот процесс называется консолидацией памяти.

Информация, попавшая в долгосрочную память, может храниться до конца жизни. При вспоминании, следы памяти извлекаются из долговременной памяти, актуализируются, если нужно – корректируются и снова через процесс консолидации отправляются в долговременную память (процесс реконсолидации).

Где хранится память?

Бериташвилли

В начале XX века полагали, что память хранится в коре головного мозга. Это положение подтверждали опыты некоторых исследователей, в том числе академика Ивана Соломоновича Бериташвили. Он производил двустороннее удаление коры мозга у обученных собак, и они забывали чему они были обучены.

Lashley

Опыты продолжил американский физиолог Карл Лешли, обучавший крыс проходить лабиринт. После выработки навыка животным удаляли различные участки коры головного мозга и спустя месяц проверяли сохранность навыков.

rats maze

Лешли высказал гипотезу, что нарушение памяти зависит не от локализации удаленного участка коры, а от его размера («теория действующих масс»).

Milner

Эта теория, однако, вскоре была опровергнута Брендой Милнер (Brenda Milner, 1918 г.р.) – выдающимся канадским нейрофизиологом. Помог ей в этом случай, произошедший в 1953 году, с пациентом, вошедшим в историю под именем «пациент H.M.».

Когда H.M. было 7 лет, его сбил велосипедист, и к 10 годам у него стали появляться незначительные судороги. К 16 годам заболевание серьезно спрогрессировало, а к 27 H.M. стал практически недееспособен, несмотря на большие дозы антиконвульсантов.

Нейрохирурги предложили H.M. экспериментальное лечение – удаление внутренней поверхности височной доли и расположенного в ней гиппокампа. Операция купировала эпилептические припадки, но вызвала тяжелую форму потери памяти.

Когда Милнер приехала для консультации врачей, она обнаружила, что H.M. не помнил ни одного события, происходившего с ним в течение дня. При этом его интеллект не был изменен. Он чувствовал себя неудобно и просил прощения у врачей, что все время забывает их имена. H.M. говорил про себя так: «я живу с ощущением, что проснулся минуту назад… у меня нет вчерашнего дня…».

Милнер занималась этим пациентом следующие 52 года (он дожил до 82 лет). Ее работы по изучению болезни H.M. стали одними из самых цитируемых в нейрологии.

Милнер поняла, что проблема заключалась переводе информации из кратковременной памяти в долговременную. При этом память на все события, имевшие место до операции, осталась нетронутой, т.е. долговременная память не пострадала.

Кроме того, амнезия коснулась только декларативной, но не процедурной памяти. Милнер провела эксперимент, в котором Н.М. показали рисунок двухконтурной пятиконечной звезды и попросили ее нарисовать, контролируя свои движения и сверяясь с оригиналом в отражении в зеркале. Через некоторое время он неплохо отработал и запомнил этот навык рисования, но совсем не мог вспомнить, кто и как его этому научил.

Из всей своей работы с H.M. Милнер сделала несколько важных выводов:

  • память – это отдельная психическая функция, обособленная от восприятия и интеллекта
  • долговременная и кратковременная память хранятся отдельно друг от друга
  • информация удерживается в кратковременной памяти от 30 до 60 минут
  • у декларативной и процедурной памяти разные механизмы
  • гиппокамп и другие подкорковые структуры мозга нужны для формирования памяти
  • значимую роль играет и височная доля коры

Позднее было показано, что проблемы запоминания краткосрочных событий могут наблюдаться и при повреждениях структур лимбической системы мозга, входящих в так называемый круг Пейпеца.

Декларативная память

Центр управления декларативной памятью находится в гиппокампе.

Hippocampus

Гиппокамп – своего рода буфер, куда днем стекается вся поступающая информация, а ночью эта информация реактивизируется и направляется в те области коры головного мозга, в которых проходил первоначальный этап ее обработки (воспоминания о зрительных образах идут в зрительную кору и там хранятся и т.д.).

Именно поэтому декларативную память еще иногда называют гиппокамп-зависимой памятью. Скорее всего, однако, гиппокамп не является местом хранения кратковременной памяти, а необходим только для консолидации – перевода информации из кратко- в долговременную память.

Таким образом, место хранения кратковременной декларативной памяти точно не установлено (это либо участки коры, где проходит обработка соответствующих сигналов, либо гиппокамп), а место хранения долговременной декларативной памяти находится в соответствующих участках коры головного мозга .

declarative memory

Участки мозга, вовлеченные в хранение различных видов памяти. Источник: www.studyblue.com

Процедурная память

Процедурная память отличается от декларативной тем, что только на первых порах она является сознательной, а после усвоения навыка становится бессознательной: когда мы садимся на велосипед мы не задумываемся как крутить педали.

Такая память отличается особенной долговечностью и не требует участия гиппокампа, поэтому называется гиппокамп-независимой памятью. Поскольку в образовании процедурной памяти часто задействованы физические движения, то и структуры, вовлеченные как в формирование, так и в хранение такой памяти включают в себя мозжечок, базальные ганглии (например, стриатум и амигдала), моторная кора головного мозга – структуры мозга, отвечающие за движения.

Разнообразие структур, вовлеченных в процессы памяти, показывает, что скорее всего не существует отдельной области мозга, ответственной за хранение информации, а память хранится там, где произошла первоначальная обработка сигнала.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Эксперименты с памятью - очень интересная штука. Мне доводилось изменять краткосрочную и долгосрочную память животных при помощи антител против НМДА-рецепторов. Память мы тестировали в похожих камерах. Это тест УРПИ, условной реакции пассивного избегания.