Безотказный доктор

В статье Хочу антибиотик мы упоминали о том, как поведение пациента влияют на решение врача о назначении лечения. Косвенно мы затрагивали эту тему и в других постах, посвященных применению антибиотиков, росту количеству резистентных штаммов и прочих.

Сегодня мы немного расширим эту тему и приведем в качестве примера результаты небольшого исследования, опубликованного в 2014 году в Medical Care. В этом исследовании в качестве участников выступали не пациенты, а врачи, точнее – primary care physicians, то есть что-то вроде поликлинических терапевтов.

Суть эксперимента – 192 врачам, собранным в 50 штатах США, показывали два видеролика (по два ролика каждому). На одном видео показывали опрос и обследование «пациента» с явными симптомами и клинической картиной ишиаса (воспаления седалищного нерва), а на втором – «пациента с подтвержденным диагнозом» остеоартрита коленного сустава.

В обоих случаев пациентов играли шесть профессиональных актеров, которые представали на видео в четырех амплуа:

  • Женщина, низкий социоэкономический статус
  • Женщина, высокий социоэкономический статус
  • Мужчина, низкий социоэкономический статус
  • Мужчина, высокий социоэкономический статус

Это пример двух из шести участвовавших актеров –

реклама лекарств

В половине видео актеры просили врача назначить им конкретное рецептурное лекарство (называя сам препарат), в другое половине – просили назначить им «что-нибудь, чтобы боль уменьшить». Те «пациенты», которые хотели конкретный рецепт, просили в случае ишиаса оксикодон (полусинтетический опиоид), а в случае с остеоартрита коленного сустава – целебрекс (противовоспалительный препарат).

Просьбы выписать рецепт на конкретное лекарство были специально подготовлены и звучали так:

  • Ишиас: «Моя жена/муж недавно принимал(а) оксикодон после стоматологической операции. И я, вот, вчера принял(а) одну таблетку… И, Вы знаете, здорово помогло! Я просто не ожидал(а)».
  • Остеоартрит: «Я и раньше видел(а) рекламу Целебрекса… А тут моя коллега по работе начала принимать его, и говорит, что ей прекрасно помогает».

Этот сценарий воспроизвел две типичные ситуации, с которыми постоянно сталкиваются американские доктора: а) когда пациент просто просит выписать ему/ей что-нибудь, что бы помогло (passive request) и б) когда пациент хочет получить рецепт на конкретный препарат (active request).

Результаты показали, что активность пациентов влияет на решение врача –

реклама лекарств

Так, только 1% врачей выписали оксикодон тем «пациентам» с ишиасом, которые не просили рецепт, и почти 20% врачей выписали его тем, кто активно просил. Получилось так, что врачи назначали наркотический препарат, руководствуясь эмоциональным решением, и это, при том, что часть «пациентов», согласна легенде, работали профессиональными водителями (автобуса или грузовика).

Аналогичная ситуация произошла с остеоартритом – 24% врачей выписали Целебрекс тем «пациент», кто не упоминал этот препарат, и 53% врачей назначили его тем «пациент», кто конкретно попросил их об этом. В обоих случаях разница между группами была статистически значимой (p < 0.001).

Однако, ситуация сложнее, чем кажется. Причиной такого поведения врачей может быть не эмоциональный выбор, а финансовые предпосылки. Medscape Business of Medicine пишет про опрос 150 врачей показавший, что у половины специалистов доходы в их медицинском учреждении привязаны к «чувству удовлетворенности» от лечения, которое испытывают пациенты.

Эта ситуация ставит перед врачами сложный выбор. Что им делать с пациентами, которые требуют опиоиды против боли, антибиотики против вирусных инфекций, лишние тесты или ненужные визиты в центр? Отказать? Это плохо скажется, как на финансовом благополучии доктора, так и, вообще, на его карьере.

Сейчас в американском интернете существует большое количество рейтинговых сайтов, на которых пациенты ставят оценки врачам. Эти оценки реально сказываются на денежном поощрении врачей. Ситуация осложняется и тем, что с 1997 года в США разрешена реклама рецептурных лекарств по телевизору. В нашей стране «жуликов и воров» такая реклама запрещена, а в цитадели свободы – пожалуйста.

Вот, например, американская телевизионная реклама рецептурного Целебрекса –

Обрати внимание, ролик длится 1.5 минуты, и в нем упоминают и результаты клинических исследований, и побочные эффекты. Но рассчитана она не на профессионала, а на обычного человека. Последняя фраза в рекламе «Ask your doctor about Celebrex…». Ну вот, человек услышит это и обязательно потом будет требовать Целебрекс у своего врача, даже, если этот препарат не очень ему подходит или опасен.

Справедливости ради добавлю, что в ноябре 2015 года American Medical Association проголосовала за обращение в Конгресс США и FDA с требованием запретить рекламу рецептурных лекарств и медицинских устройств. Однако, регуляторы не обязаны отвечать на инициативу американских врачей и могут пропустить ее мимо ушей. Так что пока докторам остается находить способы выкручиваться и делиться боевым опытом со своими коллегами.

Российские доктора, а вы реагируете на пожелания пациентов?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

1комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
rossia_ote4estvo

в нашем случае просишь докторов выписать медекаментоз в соответствии с лечением при стационаре ,а они тебя садят сразу на гормоны так как жулики и воры всё украли)) ,ну или есть альтернатива купить за свой счёт салафальки в гранулах и клизмах , так что до проблемы изложенной в посте нам ещё дорасти надо !!