Плата за обладание

Последние лет 10 нас всех загоняют в собственники. Бесплатная приватизация квартир и дачных участков, которая «вот-вот закончится», но каждый год исправно продлевается, потребительские кредиты, ипотека. Сейчас похуже, раньше получше. Но в любом случае, можно создать иллюзию принадлежности к среднему классу и даже мелко-травчатой буржуазии. Три обязательных аксессуара: городское жилье, загородный дом и автомобиль.

С жильем так все сложно, что я не решаюсь комментировать. Пусть знающие авторы на сайте выскажутся на эту тему. А вот с машиной все значительно проще.

Идея написать этот пост возникла недавно, когда по вызову самого обычного (никакого не бизнес) такси за мной заехал неплохой-такой кроссовер. На мой вопрос не жалко ли гробить такую машину в такси – водитель, мужчина на шестом десятке, ответил, что не видит иной возможности.

Потом вспомнил, товарищи рассказывали, что видали в обычном такси и машины премиум-класса. Вот этот феномен мне кажется любопытным. Я, конечно, понимаю, что финансовые условия могут внезапно измениться, но когда ты покупаешь дорогой автомобиль – проводишь ли ты хоть какое-нибудь планирование?

Я любопытства ради посчитал, чего мне стоило обладание автомобилем в течение 5.5 лет. Получилось вот что. В 2010 году я купил машинку за 1,200,000 или как-то так. Может быть, это уже включало страховку (ОСАГО+КАСКО), может нет – не помню. Предположим, что это стартовая сумма.

Далее ежегодные траты составили:

  • Примерно 50,000 рублей в год на страховки (брал с небольшой франшизой)
  • Около 9,000 рублей на налог
  • 30,000 рублей на регламентные работы, плюс запчасти (они как раз начали проситься на замену после окончания гарантии), хранение шин, шиномонтаж, мойка и всякие мелкие расходники
  • 4,000 рублей в месяц на бензин (машина выходного дня)

Это получается 137,000 рублей в год на содержание и бензин. Так продолжается уже 5.5 лет, что означает, что пока владение машиной обошлось в 137,000 х 5.5 = 753,500 рублей. Плюс за это время я заплатил 80,000 рублей за два комплекта шин. Итоговая сумма за пользование личным автомобилем на сегодня у меня составляет 2 миллиона 33.5 тысячи рублей.

Существенна ли эта сумма?

Не знаю – для кого как. Однако, если тебе ее выдать одномоментно, то ты, наверное, хотя бы на минутку задумаешься о двух-трех разных способах ее потратить. Потом, конечно, первобытные эмоции возьмут верх, и ты выберешь то, что тебе продиктует твоя лимбическая система.

Я с интересом обнаружил, что за первоначальную сумму (1,200,000 рублей) в 2010 году можно было купить однокомнатную квартиру на разумном удалении от метро (даже сейчас еще есть такие предложения).

Эту квартиру можно было бы сдавать. Например, за 10,000 рублей в месяц (по минимуму, с учетом траты на коммунальные платежи). За год это 120,000 рублей. За 5.5 лет это бы составило 660 тысяч рублей. Близко к тому, сколько я потратил за то же время на содержание машины. Только в случае с квартирой, я бы их не потратил, а приобрел.

А можно было бы так и поступить и машину не покупать?

Теоретически возможно. Я пользуюсь машиной почти только для того, чтобы доехать до дачи. На сайте такси я посмотрел, что такая поездка (в две стороны) стоила бы мне 3,400 рублей. Получается, что если бы я каждые выходные ездил на дачу на такси, то в год бы я потратил на это 54 х 3,400 = 183,600 рублей.

183 тысячи в год за такси против 151 тысяч в год на своей машине (содержание плюс шины). На такси дороже, плюс менее удобно в плане мобильности и внезапности, но гораздо удобнее, если тебе не хочется заниматься ремонтом и содержанием, а хочется просто куда-то добраться. Отдельно отмечу, что оплату парковки я не посчитал.

Теоретически я бы мог ездить на такси, плюс получать прибыль от сдачи квартиры в наем. Но я отверг этот вариант в пользу удовольствия от вождения. На самом деле, я тогда об этом даже и не думал. Эти расчеты не для того, чтобы отказываться от машины. Это просто иллюстрация того, что не анализируя свои финансовые потоки, ты, все равно, совершаешь активный выбор и принимаешь финансовые решения.

Человек, который «из последних сил» купил себе кроссовер вольво, а потом работает на нем в такси, выглядит странно. Он явно мог распорядиться своими деньгами более эффективно. Я знаю и обратные примеры – некоторые мои знакомые отказались от покупки автомобиля в пользу покупки квартиры, которая уже начала возвращать им часть своей стоимости.

Обо всем это придется думать, потому что, судя по всему, наше государство готовит для собственников более обременительные условия обладания их собственностью. На всякий случай хочу напомнить, что по данным BBC за 2013 год, в самой процветающей стране мира 20 миллионов граждан живут вот так –

трейлеры

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.