Гренландия. Часть первая.

поездка в Гренладию

Лето в Петербурге – это такое философское понятие. Мы его ждем. Ждем всю зиму, всю весну, потом все лето. А осенью понимаем, что вот те три теплых солнечных дня, со вторника по четверг в конце июля, и были тем самым летом, и можно начинать ждать сначала. Можно, конечно, устроить себе лето, поехав в теплые края, чтобы потом, вернувшись домой, с тоской вспоминать солнце. А есть другой вариант. Найти место, где можно похуже перезимовать лето, и по возвращении радоваться, какая прекрасная у нас погода, что вот уже сентябрь, а на улице вполне себе тепло.  🙂

В качестве такого места вполне подойдет Гренландия. Именно туда и надо ехать, чтобы понять, что у нас с погодой все просто великолепно.

В поездке в Гренландию есть одна маленькая тонкость. Являясь фактически территорией Дании, Гренландия не входит в шенген, и надо получать отдельную визу.  Говорят, что эту визу никто и никогда не спрашивает, и можно на эту тему не заморачиваться. Зная свое везение, мы все-таки пошли ее получать. Собрав все необходимые документы, мы приехали в визовый центр. Суровый дядя на входе спросил, какую визу нам нужно. «Гренландскую», — ответили мы.  Ответом нам были большие круглые глаза на лице сурового дяди. Тем не менее, мы были допущены до окна, где принимают документы на датскую визу. Девушка в окошке тоже посмотрела на нас большими круглыми глазами. Я уже стала нервно оглядываться в поисках зеркала, чтобы убедиться, что я не покрылась чешуей, и не обросла шерстью пока ехала в визовый центр (утром все было вроде бы в порядке). Оказалось, все намного проще. С такой просьбой мы были единственные за долгое время.  Но уже через неделю визы красовались в наших паспортах, и теперь мы могли осуществить задуманное. Кстати, как-то раз финский пограничник, случайно раскрыв мой паспорт на странице с гренландской визой, долго с недоумением ее  разглядывал, потом спросил: «А что это и зачем?».  Он был прав, потому что никто, кроме него и нас самих на эти визы так не и посмотрел. Так что, если вы соберетесь в Гренландию, то по поводу визы «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь». 🙂

В Гренландию можно попасть из Исландии или из Дании. Из Дании можно добраться только до поселка Кангерлуссуак, зато на большом самолете. А из Исландии вариантов немного больше. А вот сами самолеты намного меньше 🙂

Планируя поездку, пришлось много времени провести на сайте авиакомпании Air Greenland, изучая расписание рейсов — самолеты в Гренландию летают не каждый день.  Да и по Гренландии тоже. Там ведь никакого другого транспорта, кроме самолетов и вертолетов. Разве что собачьи упряжки, но у нас было не так много времени, чтобы воспользоваться этим видом транспорта. 🙂

Маршрут в результате был придуман такой: Кеплавик (Кеflavik) —  Нуук – Кулусук – Ангмагссалик (он же Тасиилак) – Кулусук – Рейкьявик.

И вот позади несколько часов ожидания в аэропорту в Кеплавике, и мы садимся в маленький самолетик, напоминающий окраской божью коровку.

Гренландия

Бортпроводница, а она в самолете одна-единственная, что-то долго говорит, кажется, в том числе и на английском, но я улавливаю только несколько раз повторенное название Кулусук. Произносит она его «Кюлюсюк». Где-то в глубине души я слегка забеспокоилась, рейс-то у нас в Нуук, а про него ни слова. Но других самолетов Air Greenland  в поле зрения не обнаруживалось, в расписании этот рейс числился до Нуука,  и я решила не беспокоиться понапрасну, а лететь, куда повезут.  Оказалось, что в Кулусуке просто промежуточная посадка, для дозаправки. Я тогда еще не знала, что этот самый «Кюлюсюк» станет для нас прямо-таки магическим местом 🙂

А самолеты по Гренландии часто летают с такими промежуточными посадками, где дозаправиться, где выгрузить-загрузить что-нибудь. Ну нет там другого транспорта, вот и трудятся эти маленькие самолетики на перевозке всех и всего, что только можно.

Здание аэропорта в Кулусуке  — это такой небольшой домик, взлетно-посадочная полоса грунтовая.

аэропорт в Кулусуке

И все так по-домашнему – лавка с продуктами, магазинчик с сувенирами, фотографии местных жителей на стенах, как будто в гости к тетушке зашли.

Нас выпустили из самолета и сказали погулять минут сорок,  потом полетим дальше.  Мы вышли на улицу и увидели совсем неподалеку айсберг.

айсберг в Гренландии

Разумеется, все сорок минут мы провели в созерцании окружающего пейзажа, успев при этом сделать не один десяток фотографий 🙂

пейзажи Гренландии

Отдохнули, поразмялись, и полетели дальше. Если первая часть полета проходила над океаном, то теперь мы летели непосредственно над Гренландией, над теми местами, где вообще никогда не бывает людей, только горы, озера и ледники.

ледники Гренландии

Пользуясь тем, что в самолете были свободные места и совершенно домашняя обстановка (в хвосте стояло что-то типа кофейника, к которому можно было подойти и самому налить себе кофе),  я скакала с фотоаппаратом от иллюминатора к иллюминатору, пытаясь запечатлеть все виды, какие только было возможно. И чтобы обязательно вот те горы по правому борту:

горы Гренландии

и вот тот ледник по левому борту:

ледник в Гренландии

И так все два часа полета.  А потом пристегните ремни, и хватит уже прыгать по салону.

И вот наша первая остановка – город Нуук, он же Готхоб. Там живет половина всего населения Гренландии.  По местным меркам город очень большой, часа за два-три можно весь обойти пешком. В городе есть несколько гостиниц,

город Нуук

большой торговый центр,  несколько кафе,

кафе Гренландии

некоторое количество многоэтажных домов:

многоэтажки Гренландии

и даже индивидуальное жилье:

конура в Гренландии

У одного из магазинов мы обнаружили вот такую чудесную вывеску:

магазины Гренландии

Я далеко не с первого раза сообразила, что это вообще вывеска, и совсем не сразу поняла, что имеется в виду тупилак.

Тупилак – это такая фигурка, изображающая сверхъестественное существо из мифологии гренландских эскимосов и имеющая жутковатый вид. Когда-то они использовались местными шаманами для всяких темных дел, а теперь продаются в качестве сувениров. Они действительно настолько ужасны на вид, что в них проступает даже какая-то красота. Ну и, конечно, чем ужаснее фигурка, тем дороже она стоит.  🙂

Следы этой мифологии встречаются не только в сувенирных лавках, но и в городских скульптурах:

Тупилак

Впрочем, в городе встречаются и «добрые» скульптуры:

скульптуры Гренландии

Ну и, конечно, говоря о местных скульптурах, нельзя не упомянуть самую известную из них – «Мать Моря».

Мать моря

По легенде, она была покровительницей всех морских животных и жила на дне океана. Периодически посылала животных на поверхность, чтобы люди могли на них охотиться и бедными животными питаться. Но люди сбились с праведного пути, и длинные волосы Матери Моря спутались. Тогда в ярости она лишила людей своей щедрости. И вот какой-то храбрый молодой человек отправился на дно океана и стал расчесывать волосы Матери Моря гребнем, чтобы она сменила гнев на милость, и снова отправляла животных на убой.

Мать и море

Видимо, молодой человек преуспел в расчесывании, или люди вернулись на путь истинный, раз с едой в Гренландии все в порядке. Во всяком случае, рыбу Мать Моря посылает исправно:

рыбалка в Гренландии

Иногда ее ловят даже голыми руками:

Климат в Гренландии весьма суровый, зимы снежные и холодные, летом тоже совсем не жарко. Наверное поэтому местные жители стараются добавить красок в окружающий мир.  Здесь нет таких скучных серых домов, какие бывают в старых больших городах, здесь все дома раскрашены в яркие цвета.

домики в Гренландии

Даже, если сам дом и не яркий, то все равно добавлены какие-нибудь яркие детали.

техника в Гренландии

И конечно, при строительстве учитывались климатические условия. В частности, между домами сделаны крытые переходы. Ведь проще один раз построить такой переход, чем каждый день зимой откапывать проход в снегу.

мост в Гренландии

Но, несмотря на тяжелые условия, местные жители не унывают, играют в футбол:

футбол в Гренландии

катаются на скейтбордах:

скейты в Гренландии

плавают в ледяной воде на каяках:

на каяке в Гренландии

пытаются выращивать всякие фрукты и овощи:

парник в Гренландии

и просто живут своей жизнью.

жизнь в Гренландии

Здесь вообще как-то все очень просто, по-домашнему. Местные жители с тобой здороваются так, как будто знают тебя всю жизнь.  Местные собаки позволяют себе некоторые вольности по отношению к памятникам 🙂

030

Так, в чудесной домашней обстановке, мы и прожили в уютных апартаментах в Нууке несколько дней. Достаточно близко был большой торговый центр, супермаркет и замечательный рыбный рынок, куда мы ходили за свежей рыбой, чтобы приготовить ее себе на ужин. Теперь я точно знаю, что свежевыловленная треска сильно отличается по вкусу от той, которую можно купить у нас в магазинах. Правильнее было бы сказать, что теперь я знаю, какая на вкус треска. 🙂

Немного осложняло жизнь, что на рынке не принимают к оплате карточки, а в некоторых магазинах принимают карточки только датских банков. Так что при поездке в Гренландию желательно иметь при себе некоторое количество датских крон наличными или хотя бы евро (их можно поменять в банке). И еще один момент, если вдруг вы любите, замерзнув (а замерзнуть там достаточно просто – в конце августа температура воздуха была около +7 градусов и довольно сильный ветер), согреваться крепкими спиртными напитками, то их в Гренландии в продаже нет. Совсем нет. Вина есть, и  неплохие, пиво есть, а вот крепче ничего нет.

Основные развлечения во время нашего пребывания в Нууке — это прогулки по городу и созерцание окрестностей.

Нуука

Как-то раз забрели в порт, где обнаружили заблудившийся айсберг:

айсберг в порту

Посмотрели, как дружно местные жители выталкивают заглохший автомобиль. Автомобиль этот застрял на горке, собрав по местным меркам изрядную пробку. Другие участники дорожного движения почему-то не стали объезжать по встречной и по пешеходной дорожке, не стали бешено сигналить, а просто вышли из своих машин и помогли бедолаге дотолкать заглохшую машину до безопасного места. Потом расселись по своим автомобилям и разъехались по своим делам.

033

Нам очень понравилось неторопливо гулять по улицам — куда ни пойдешь, все равно придешь к океану.

вид на океан

Прогуливаясь по берегу океана, я обратила внимание на то, что вот эти растения здесь, пожалуй, самые высокие:

цветы в Гренландии

Иногда по дороге встречали местных «диких животных». (Найдите здесь кота)

гренландский кот

Забирались на гору, чтобы посмотреть оттуда на город:

037

Один раз мы забрели на кладбище. Честно скажу, впечатлило, и довольно сильно.

038

После этого посещения мы довольно долго сидели на берегу океана и размышляли о вечном.  🙂

039

А на обратном пути вдруг выглянуло солнце, показав нам такой мистический пейзаж (в плохую погоду эту гору над городом не видно совсем):

040

На этой философско-мистической ноте наше пребывание в Нууке подошло к концу, утром нас ждал очередной маленький красный самолетик, на котором мы полетели обратно в Кулусук, как выяснилось, на поиски приключений.