Груз знаний

школьный портфель

Каждое утро перед походом в школу взвешиваю на руке школьный портфель своего второклассного чада и решаю – сам он понесет его, или нет. Два-три раза в неделю у меня нет никаких сомнений на этот счет – такое на восьмилетку одевать нельзя. Ну, если ты в здравом уме, конечно.

В 2003 году в журнале Archives of Diseases in Childhood были опубликованы результаты опроса американских родителей, нацеленного на то, чтобы узнать – в курсе ли тамошние мамы и папы, сколько весит портфель их школьника и что там лежит. 96% родителей никогда не взвешивали портфель и 34% были незнакомы с его содержанием. Исследователи сами изучили вес и содержимое 188 школьников трех начальных школ в Техасе.

Тогда выяснилось следующее –

содержимое школьного портфеля

Как видно, основной вес портфеля приходится на учебники и тетради. Средний вес портфеля составлял 4.9 кг, варьируя от 1.3 до 13.5 кг. У тех детей, чьи родители никогда не взвешивали портфель и никогда не проверяли его содержимое, средний вес портфеля и количество «лишних» учебников (то есть учебников, которые не нужны в этот день) был выше, чем у остальных детей.

В результате – в США каждый год 14,000 детей обращаются за медицинской помощью из-за травм, связанных со школьными портфелями и рюкзаками (в том числе 5,000 по скорой). А сколько еще испытывают хронические недомогания?

А каким должен быть правильный портфель?

На этот счет есть рекомендации American Academy of Pediatrics:

  • Вес портфеля не должен превышать 10-15% от веса ученика
  • У портфеля должны быть широкие мягкие лямки и мягкая спинка
  • Содержимое нужно равномерно раскладывать по всем отделам, а не сваливать кучей
  • Тяжелые предметы нужно складывать в центре портфеля
  • Лямки нужно подогнать так, чтобы портфель держался на поясе, а не провисал ниже

как правильно носить школьный портфель

Дополнительная рекомендация: если школа не запрещает и ребенок не возражает, то лучше покупать не школьный портфель, а спортивный рюкзак, у которого есть поясные лямки (они застегиваются на поясе). Правильное использование таких лямок позволяет перенести вес со спины на бедра, что гораздо физиологичнее.

Однако, такое может сработать только у очень сознательных детей, которые не будут лениться каждые раз одевать все лямки. В подавляющем большинстве случаев рюкзаки и портфели дети носят на одном плече (по крайней мере, пока вы этого не видите).

Патофизиологические последствия тяжелых портфелей

  • Тяжелый портфель вынуждает ребенка характерно наклоняться вперед (как на картинке вверху). Это приводит к нефизиологичному выпрямлению шеи, сопровождающемуся напряжением шейных мышц. В результате – боль в шее, трапеции и дельтах, а также головная боль (из-за сдавления сосудов и нервов).
  • Вынужденный наклон вперед перегружает также и квадрицепс бедра, а также коленные суставы, голеностоп и суставы стопы и все соответствующие мышцы, которые должны компенсировать этот наклон своим напряжением. Результат – боль и усталость в мышцах и суставах. В спортивных секциях после школы с такими мышцами уже особо не побегаешь.
  • Само собой, страдают и мышцы поясницы, удерживающие своим напряжением наклоненный вперед рычаг. Это не радикулит, но тоже весьма неприятно.

Все это повышает утомляемость, ухудшает настроение и снижает физическую активность и то, что американцы называют stamina, то есть жизненную выносливость.

В 2015 году в журнале BioMed Research International были опубликованы результаты небольшого польского клинического исследования на 109 младших школьниках, показавшее, что перегруз портфеля свыше 10% от веса ребенка приводит к сглаживанию поясничного лордоза (ухудшается амортизация всего позвоночника) и изменению угла крестца.

Вызывает ли тяжелый портфель сколиоз?

marshall-for-web

Портфель не вызывает сколиоз, но ухудшает положение дел при уже имеющемся сколиозе или пересенной травме. В этом случае тяжелый портфель, особенно если его неправильно носить ухудшает состояние и затягивает восстановление – предупреждает доктор David Marshall, медицинский директор подразделения спортивной медицины при окружной организации Children’s Healthcare of Atlanta.

С процентами от веса ясно, но все дети разные

Есть простые признаки того, что портфель слишком тяжел для конкретного ребенка:

  • Ребенок кряхтит, одевая или снимая портфель
  • На плечах в конце дня остаются красные полосы от лямок
  • Ребенок жалуется, что у него немеют плечи, руки или пальцы
  • Ребенок прямо говорит, что ему слишком тяжело

А что делать-то?

Американские врачи дают совет, который, безусловно, найдет понимание у наших родителей. Дескать, надо завести два комплекта учебников. Я, кстати, недавно слышал возле школы отрывок беседы двух мам, одна из которых задала риторический вопрос – какого чёрта запрещают завести один комплект учебников для класса, а второй – для дома. Оставлю это без комментария.

Второй прекрасный совет – это использовать портфели на колесиках и с ручкой. Однако, американские врачи, все-таки, оговариваются, что в северных широтах это по понятным причиным не всегда сработает. Кроме того, такой портфель все равно нужно тащить вверх по лестнице, а с колесиками и ручкой он еще и тяжелее обычного.

В реальной жизни лично я вижу только три меры противодействия:

  • Особо тяжелые портфели (в особо загруженные дни) несу сам
  • Ежедневно убираем из портфеля всё лишнее (как сержант Элайс в фильме Взвод)
  • Заставляю чадо каждый день заниматься спортом, включая секции

А как поступаете вы?

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

8комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Обычно, к портфелю прилагаются ещё и дополнительные сумки со сменной обувью, формой для физ-ры и принадлежностями для послешкольных кружков. Далеко не все родители ежедневно проверяют ношу своих чад. В качестве преподавателя, часто с этим сталкиваюсь и учу детей оптимизировать содержимое сумок. Но это не всегда работает, т.к. детям хочется к необходимым вещам, положить ещё и что-нибудь интересное: всевозможные игрушки, ремонтные инструменты, коллекции камней, каштанов и прочего, собранного на улице. Помню, один третьеклассник принёс похвастаться большую тяжеленную лупу, диаметром около 20 см, в металлическом корпусе 🙂

Автор2
Андрей Саватеев

Игрушки - это важно, как без них? А, вот, учебники можно было бы и продублировать - на классные и домашние. По крайней мере, в начальной школе.

3

А что мешает родителям приобрести второй комплект и договориться о возможности оставлять один комплект в классе? Естественно, это не должно быть обязательным для всех, а только для тех, у кого есть материальная возможность.

Автор4
Андрей Саватеев

Школа против почему-то

5
Юлия Саватеева

Алёна, как ни странно, но во многих школах не разрешают ничего оставлять в классе. Плюс их нужно куда-то складывать, а для этого не предусмотрено место.

6

Это действительно странно. У нас например, много чего родительскими силами делают, в т.ч. и всякие тумбочки, шкафчики. Поэтому таких проблем не возникало, когда был постоянный кабинет в нач. классах.

7
Юлия Саватеева

У нас шкафчики есть, но они заполнены. А новые уже не поставить, поскольку при метраже, рассчитанном на 25 человек, учится 35, 16 парт.

8

ого, это действительно переполненный класс, в таком и учиться непросто, ни говоря уже об учителе.