На одной волне

— Ты меня любишь?

Неожиданный вопрос вырвал меня из обычных утренних раздумий по дороге в школу.

— Да, конечно. А почему спрашиваешь?

— Просто хотел знать.

Я окончательно проснулся, довел свое чадо до школьных дверей и на обратном пути суммировал для себя, что я на сегодняшний день понял про взаимодействие детей и родителей.

Поскольку мы с ним с утра повторяли слова к английскому диктанту, то мне, вероятно, следовало одернуть его и сказать что-то вроде: «не забивай себе голову ерундой, лучше английские слова повторяй!».

Мне кажется, что многие родители именно так бы и ответили. Не знаю почему, но у меня сложилось такое впечатление. Видимо, как результат осмысления тех обрывков разговоров, которые я слышу между детьми и родителями возле школы, на улице и так далее.

Я думаю, что многие родители проецируют свои личные страхи и комплексы на своих детей, отказывая им в субъектности, в праве самим решать, что говорить, как себя вести, что выбирать, как отвечать потом за свой выбор.

А чтобы оправдать свои собственные проблемы в своих собственных глазах родители выдумывают «объективные критерии», самым тупым из которых является «не как у всех». Виктор Мараховский в одним из своих недавних постов придумал для этого отличный термин какулюдейство.

Примеров какулюдейства много, вы сами можете их дописать сюда:

  • «Что ты, как олух какой-то, посмотри на остальных»
  • «Что ты ржешь, как ненормальный?»
  • «Что скажут в школе?»
  • «Зачем ты такие ботинки надел? Все смеяться будут!»

Подробнее о методах тупой родительской манипуляции читай в статье Что ты за бестолочь такая?


В моем случае, с которого я начал пост, нельзя было стесняться вопроса и переводить его на другие «более подходящие» моменту рельсы, потому что это бы прозвучало в его голове, как «заткнись».

Если ты хочешь, чтобы ребенок чувствовал себя личностью, которая имеет право наблюдать, замечать, делать выводы, задавать вопросы и вообще учиться – позволь ему себя проявить. Никакое время не бывает неподходящим для вопроса или комментария ребенка. Или какого-то проявления его творчества, эмоций, рефлексий и тому подобного.

Станешь его блокировать – и он просто вычеркнет тебя из списка доверенных лиц, а энергия его познания все равно найдет выход. Внутри она не останется. Только ты уже на это влиять не сможешь и узнать своего ребенка тоже не сможешь.

Если помните, именно такую ошибку совершил орден джидаев, задолбавший Энакина Скайуокера своими запретами и оскорблениями: ты не готов, тебе нельзя, сиди-не-жужжи, ты еще не мастер, чтобы вякать.

Чем это закончилось?

А как же быть, если чадо явно ведет себя неправильно?

Я для себя выработал простую схему: от всего, что опасно нужно обязательно уберечь, а не опасным неправильным поступкам можно позволить случиться с последующим объяснением патогенеза и методов профилактики.

Например, забыл он дома физкультурную форму. Я не стану его за это ругать. Зачем? Пусть идет и решает возникшие проблемы сам. Я ему даже лучше посочувствую и предложу с вечера класть мешок возле дверей, чтобы споткнуться об него при выходе – так не забудешь.

Дети сейчас все поголовно играют в игрушки, в которых совершают ошибки и затем ищут способы их исправить. Прохождение уровня в любой компьютерной игре – он как раз про поиск лучшего решения путем совершения ошибок и делания выводов. Им это близко и понятно.

Как быть с двойками?

У меня тоже простое решение: получил банан в бою, несмотря на то, что честно готовился – ну, бывает. Оценки – штука необъективная. Отхватил двойку из-за того, что забыл сделать домашку или поленился подготовиться к контре – это косяк.

Но как наказать? Ругать я не буду, потому что это очень унизительно для ребенка. Пройдет немного времени, и он начнет называть нас шнурками и спрашивать, когда мы уже свалим из дома, но пока мы для него святые, как египетские жрецы. И ругань воспринимается ребенком, как отказ в любви, особенно иррациональная ругань, неконструктивная.

Мой подход другой – после первого такого эпизода я предложил джентльменское соглашение: получил банан за то, что продолбал подготовку – мультфильмы и ipad блокируются. Однако блокировка не на время (поскольку это тоже унизительно, ибо иррационально), а до первой пятерки по соответствующему предмету. Просто и логично: накосячил – исправляй, всё в твоих руках, камрад.

Более того, я не буду выступать судьей. Нет, я скорее постараюсь быть его товарищем. Не кисни, дескать, это всё ерунда. Хочешь, я тебе помогу подготовиться к следующей контре? Я пытаюсь разделить его проблему и помочь ему решить ее.

Ну, и напоследок – когда нужна критика я стараюсь не нудеть, а подшучивать. Так лучше заходит, а заодно заставляет чадо тренировать свой мозг, чтобы отшучиваться. А как у вас?


Показалось интересным или полезным — подпишитесь на анонсы новых статей в наших пабликах ВКонтакте и Фейсбуке.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!