CardioCube

Продолжаем разговор о новом облике медицины, формирующейся под тяжелой поступью искусственного интеллекта, который потихоньку внедряется в различные сферы деятельности человека.

О некоторых компонентах новой системы мы уже говорили: это и прецизионная медицина (в основе которой лежит прогресс исследований генома), и сбор всех медицинских записей планеты в единую EHR базу данных (та самая Big Data), и координация обычной медицинской практики с клиническими исследованиями, и роботизированная хирургия, и программы машинного обучения, облегчающие рутинный труд рентгенологов, эндоскопистов, гистологов и так далее.

Единым координатором всей этой системы выступит искусственный интеллект, который взвалит на себя всю рутину и потащит её на такой скорости, на которую человек не способен. Есть у этой системы еще один важный компонент, о котором я пока упомянул лишь раз – это телемедицина.

Когда этот термин только появился в масс-медиа – у меня сложилось впечатление, что речь идет об общении с врачом по скайпу и решению вопросов, не требующих личного присутствия. При этом, за передачу врачу объективных данных должны были отвечать разнообразные интернет-устройства, вроде холтер-мониторов и прочих электронных стетоскопов.

Но позже стало понятно, что речь не про это. Речь про то, чтобы высвободить дорогое время врачей, передав часть их забот искусственному интеллекту, в частности заботы по работе с заполнением медицинских документов.

Говорят, что после переработок, именно «возня с чертовыми бумажками» — это главная причина профессионального выгорания врачей. Вряд ли вы найдете специалиста, который любит заполнять историю болезни, а, между тем, это занимает около половины всего рабочего времени (по некоторым данным).

Сегодня я расскажу об одной разработке, недавно испытанной на базе больницы Cedars-Sinai Medical Center, Los Angeles, California. Разработка называется CardioCube: она представляет собой комплекс программ искусственного интеллекта, работающих вместе с системой голосового интерфейса: смарт-спикером Amazon Echo с голосовым помощником Alexa.

Схема, по замыслу разработчиков, выглядит так: у пациентов дома установлена колонка Amazon Echo. Она может как реагировать на обращение человека, так и сама приставать с вопросами. Общаться с ней нужно, как с человеком – никакого специального языка не нужно.

Колонка связана через интернет с сервером CardioCube, расположенным в больнице. Именно на этом сервере и находится искусственный интеллект, который общается с человеком через колонку, используя способность Alexa распознавать речь.

Программа CardioCube обладает медицинской базой знаний (Medical Knowledge Database), состоящей из:

  • Patient Medical Record Database – это база электронных записей пациентов больницы
  • Voice-based Data Acquisition Engine (VBDAE) – это диалоговый движок на основе NLP

В состав VBDAE CardioCube входят:

  • Dynamic Questionnaire Engine – движок для составления опросника
  • Medical Questions Database – база медицинских вопросов, составленных экспертами
  • Dialogue Database – семантическая база для ведения диалога
  • Patient Contextual Database – видимо, база дополнительных сведений о пациентах
  • Response Optimization Engine – движок NLP, нацеленный на синтез «обычной» речи

Основная задача VBDAE создать ощущение естественного диалога, чтобы у пациента возникла иллюзия, что он говорит с живым человеком, при этом со специалистом от медицины.

Выглядит это примерно так –

Что было в исследовании?

Главной задачей исследования было выяснить – сможет ли CardioCube разобраться, с кем он общается: пациентом или здоровым добровольцем, и составить точную карту пациента, так чтобы все его выводы совпали с выводами медицинских экспертов.

В исследовании пригласили 9 настоящих пациентов Cedars-Sinai с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также еще 13 здоровых добровольцев. Пока что исследование проводили в тепличных условиях: все участники беседовали с колонкой в больнице, в специально отведенной для этого комнате.

Беседуя с участниками CardioCube заполняла их истории болезни и подгружала их на EHR сервер больницы, где с ними знакомились врачи-эксперты.

Что получилось?

CardioCube сделала 432 вывода в отношении тех 22 человек, с которыми пообщалась. Эксперты, участвовавшие в исследовании, проверили эти выводы, а также сравнили их с реальными историями болезней участников.

Система оказалась права в 97.5% сделанных ею выводов, независимо от того, были это пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями или здоровые добровольцы из группы контроля.

Пациенты и врачи оценили систему, как «easy to use». Средняя скорость реагирования на фразы составил 300 мс. Потребление ресурсов сервера больницы составило 0.002% от общего объема памяти.

Что дальше?

Вероятно, CardioCube еще далеко до массового запуска, но ее концепция отражает общее направление телемедицины: освободить врачей от рутины, которую за них может выполнить машина.

Если все получится, то CardioCube, и другие подобные программы, будут «сидеть на приеме» (причем прямо у пациента дома), станут тщательно записывать его состояние, регистрировать жалобы, заполнять опросники и шкалы, давать простые рекомендации, напоминать про назначения и так далее.

А еще – они будут работать умными диспетчерами: вместо того, чтобы дергать врача по каждому поводу, будут обращаться к нему только тогда, когда его участие реально нужно. Думаю, что врачи это оценят.


Показалось интересным или полезным — подпишитесь на анонсы новых статей в наших пабликах ВКонтакте и Фейсбуке.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!