О конкуренции

Вот, говорят: конкуренция — это хорошо, а монополия — это плохо. Такой ситуация представляется всякому, кто не знаком с диалектикой. Тот же, кто знаком хоть немного, скажет вам, что конкуренция и монополия — это одно и то же.

Конкуренция и монополия — это противоположности, которые одновременно борются и объединяются друг с другом в едином процессе: конкурентной борьбе. Разберем на примере.

Была в детстве такая игра — «Ромбы». У нас обычно играли человек 10-12. При таком количестве для игры были нужны 10-12 бумажек, на которых мы писали числа со знаком «+» или «-» и шагом в 100, например: +100, +200, +300, +400, +500, +600 и вторая команда: -100, -200, -300, -400, -500, -600.

Получалось две команды: «плюсы» и «минусы». Далее бумажки сворачивали, и каждый выбирал одну наугад. А затем присоединялся к своей команде. После раздела команд «минусы» убегали с моста в лес, а через 5-10 минут «плюсы» шли их искать.

За 15 минут игры «плюсы» должны были выбить всех «минусов» из леса. Для этого нужно было догнать и запятнать противника и крикнуть «ромб». Далее вы разворачивали бумажки, и тот у кого больше — забирал себе бумажку поверженного противника.

У победителя получалась сумма, а проигравший — покидал игру. Скажем, у вас было +400, столкнулись с противником, у которого оказалось -200. Вы его «съели». Теперь у вас +600. Открываются перспективы: вы можете атаковать любого противника, поскольку -600 вам теперь не страшен, а все остальные — это теперь ваша добыча.

С той стороны, конечно, тоже не дремали. Всё решалось в первые минуты. Самые опытные, хитрые и умелые быстро набирали большие суммы, отправляя побежденную мелочь на мост ждать конца игры.

И что же? К моменту начала игры у нас была полная «конкуренция»: все номиналы в игре. В лесу шла ожесточенная конкурентная борьба. К окончанию времени в игре оставались только «монополисты».

Теперь, можно ли сказать, что начало игры и конец игры — это две разных игры? Нет, это одна и та же игра, только в разные моменты. «Конкуренция» и «монополия» в игре «ромбы» — это одна диалектическая сущность одного процесса: игры ромбы. Если вы начали играть в эту игру, то вы обязательно перейдете от конкуренции к монополии. В этом ее суть.

Аналогично, конкуренция и монополия на рынке — это диалектическое противоречие одной сущности: конкурентной борьбы субъектов капитала.

Поэтому, когда вам говорят, что свободный рынок — это хорошо, но только нужно побороться за конкуренцию против монополии — это либо незнание, либо манипуляция.

Вот несколько примеров конкурентной борьбы из списка крупнейших Merge & Acquisition сделок в фармбизнесе за первую половину 2019 года:

— В марте американский биотехнологический гигант Thermo Fisher Scientific (капитализация на 2019 год – 56.73 млрд $) купила за 1.7 млрд $ американскую CDMO Brammer Bio.

— В мае не нуждающийся в представлениях гигант Merck & Co (капитализация – 83 млрд $) за 2.2 млрд $ компанию Peloton Therapeutics, которая до сих пор занималась разработкой ингибиторов HIF-2α для лечения некоторых онкологических заболеваний.

— Холдинговая компания Roche (капитализация – 82 млрд $) пытается до конца года приобрести за 4.8 млрд $ американский биотехнологический старт-ап Spark Therapeutics (капитализация – 0.7 млрд $), который уже успел вывести на рынок США препарат Luxturna™ для лечения пациентов с дистрофией сетчатки глаза, однако часть инвесторов Spark упорно сопротивляется.

— Фармацевтический гигант GSK (капитализация – 102 млрд $) в январе этого года приобрел за 5.1 млрд $ знаменитую биотехнологическую компанию Tesaro, которая успешно вывела на рынок PARP-ингибитор Zejula™ (Niraparib), изменивший стандарты лечения пациентов с раком яичников.

— В феврале 2019 компания Eli Lilly (капитализация – 38 млрд $) купила за 8 млрд $ маленький американский биотех Loxo Oncology, который до сих пор занимался разработкой таргетных препаратов для лечения онкологических пациентов с генетическими мишенями и уже успешно вывел на рынок TRK-ингибитор Vitrakvi™ (larotrectinib).

— В июле гигант Pfizer (капитализация – 171 млрд $) отчитался об успешном приобретении за 11.4 млрд $ фармацевтической компании Array Biopharma, которая знаменита успешно выведенными на рынок препаратами Braftovi® (encorafenib) и Mektovi® (binimetinib), предназначенными для лечения пациентов с меланомой, а также имеющая в своем активе более 30 клинических исследований разных фаз и завершенности.

— В феврале глобальная корпорация Danaher (капитализация – 62 млрд $) приобрела у компании General Electric ее биотехнологическую дочку GE BioPharma (оборудование и софт для биотеха). Стоимость сделки – 21.4 млрд $. Зачем это Danaher – я не знаю, а GE просто нужны деньги, у них долгов 54 миллиарда.

— В начале года азиатский фармацевтический гигант японского происхождения Takeda Pharmaceuticals (капитализация – около 127 млрд $) купила биотех-гиганта Shire (капитализация – 68 млрд $). Цена сделки – 58.6 млрд $.

— В июне компания AbbVie (капитализация – 59 млрд $, прибыль – 32 млрд $) купила за 63 млрд $ компанию Allergan, рассчитывая улучшить свое положение за счет блокбастера Allergan – препарата Ботокс, продажи которого составляют больше 3 миллиардов $ в год.

— Лидер чарта, компания BristolMyers Squibb (капитализация — 35 млрд $, прибыль – 23 млрд $) то ли поглотила, то ли слилась с равной ей по капитализации компанией Cellgene. Цена сделки составила 74 млрд $.

И вот такое там происходит всё время. Это и есть конкурентная борьба, или, по-простому, конкуренция. Смысл конкуренции в том, чтобы в игре оставались только крупные игроки, а мелкие и средние выбывали или поглощались.

Это как чемпионат мира по футболу: в отборочном цикле участвует много команд, но до финала добираются две. Ждать от конкуренции увеличение количества равных субъектов – это как ждать, что до финала чемпионата команд доберется больше, чем было в отборочном цикле.

Тут либертарианцы обычно возражают: но каждый год на рынке появляются новые участники. Верно, появляются. В качестве корма для живущих на этом рынке акул. Если интересно – загуглите top 50 global pharma companies 2019” и посмотрите сколько компаний из этого списка – это молодые (с историей 15-20 лет) созданные с нуля (от универа или от группы предприимчивых ученых и т.п.) стартапы.

Пока всё, до новых встреч, товарищи.


Показалось интересным или полезным — подпишитесь на анонсы новых статей в наших пабликах ВКонтакте и Фейсбуке.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

2комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии