О конкуренции

Вот, говорят: конкуренция — это хорошо, а монополия — это плохо. Такой ситуация представляется всякому, кто не знаком с диалектикой. Тот же, кто знаком хоть немного, скажет вам, что конкуренция и монополия — это одно и то же.

Конкуренция и монополия — это противоположности, которые одновременно борются и объединяются друг с другом в едином процессе: конкурентной борьбе. Разберем на примере.

Была в детстве такая игра — «Ромбы». У нас обычно играли человек 10-12. При таком количестве для игры были нужны 10-12 бумажек, на которых мы писали числа со знаком «+» или «-» и шагом в 100, например: +100, +200, +300, +400, +500, +600 и вторая команда: -100, -200, -300, -400, -500, -600.

Получалось две команды: «плюсы» и «минусы». Далее бумажки сворачивали, и каждый выбирал одну наугад. А затем присоединялся к своей команде. После раздела команд «минусы» убегали с моста в лес, а через 5-10 минут «плюсы» шли их искать.

За 15 минут игры «плюсы» должны были выбить всех «минусов» из леса. Для этого нужно было догнать и запятнать противника и крикнуть «ромб». Далее вы разворачивали бумажки, и тот у кого больше — забирал себе бумажку поверженного противника.

У победителя получалась сумма, а проигравший — покидал игру. Скажем, у вас было +400, столкнулись с противником, у которого оказалось -200. Вы его «съели». Теперь у вас +600. Открываются перспективы: вы можете атаковать любого противника, поскольку -600 вам теперь не страшен, а все остальные — это теперь ваша добыча.

С той стороны, конечно, тоже не дремали. Всё решалось в первые минуты. Самые опытные, хитрые и умелые быстро набирали большие суммы, отправляя побежденную мелочь на мост ждать конца игры.

И что же? К моменту начала игры у нас была полная «конкуренция»: все номиналы в игре. В лесу шла ожесточенная конкурентная борьба. К окончанию времени в игре оставались только «монополисты».

Теперь, можно ли сказать, что начало игры и конец игры — это две разных игры? Нет, это одна и та же игра, только в разные моменты. «Конкуренция» и «монополия» в игре «ромбы» — это одна диалектическая сущность одного процесса: игры ромбы. Если вы начали играть в эту игру, то вы обязательно перейдете от конкуренции к монополии. В этом ее суть.

Аналогично, конкуренция и монополия на рынке — это диалектическое противоречие одной сущности: конкурентной борьбы субъектов капитала.

Поэтому, когда вам говорят, что свободный рынок — это хорошо, но только нужно побороться за конкуренцию против монополии — это либо незнание, либо манипуляция.

Вот несколько примеров конкурентной борьбы из списка крупнейших Merge & Acquisition сделок в фармбизнесе за первую половину 2019 года:

— В марте американский биотехнологический гигант Thermo Fisher Scientific (капитализация на 2019 год – 56.73 млрд $) купила за 1.7 млрд $ американскую CDMO Brammer Bio.

— В мае не нуждающийся в представлениях гигант Merck & Co (капитализация – 83 млрд $) за 2.2 млрд $ компанию Peloton Therapeutics, которая до сих пор занималась разработкой ингибиторов HIF-2α для лечения некоторых онкологических заболеваний.

— Холдинговая компания Roche (капитализация – 82 млрд $) пытается до конца года приобрести за 4.8 млрд $ американский биотехнологический старт-ап Spark Therapeutics (капитализация – 0.7 млрд $), который уже успел вывести на рынок США препарат Luxturna™ для лечения пациентов с дистрофией сетчатки глаза, однако часть инвесторов Spark упорно сопротивляется.

— Фармацевтический гигант GSK (капитализация – 102 млрд $) в январе этого года приобрел за 5.1 млрд $ знаменитую биотехнологическую компанию Tesaro, которая успешно вывела на рынок PARP-ингибитор Zejula™ (Niraparib), изменивший стандарты лечения пациентов с раком яичников.

— В феврале 2019 компания Eli Lilly (капитализация – 38 млрд $) купила за 8 млрд $ маленький американский биотех Loxo Oncology, который до сих пор занимался разработкой таргетных препаратов для лечения онкологических пациентов с генетическими мишенями и уже успешно вывел на рынок TRK-ингибитор Vitrakvi™ (larotrectinib).

— В июле гигант Pfizer (капитализация – 171 млрд $) отчитался об успешном приобретении за 11.4 млрд $ фармацевтической компании Array Biopharma, которая знаменита успешно выведенными на рынок препаратами Braftovi® (encorafenib) и Mektovi® (binimetinib), предназначенными для лечения пациентов с меланомой, а также имеющая в своем активе более 30 клинических исследований разных фаз и завершенности.

— В феврале глобальная корпорация Danaher (капитализация – 62 млрд $) приобрела у компании General Electric ее биотехнологическую дочку GE BioPharma (оборудование и софт для биотеха). Стоимость сделки – 21.4 млрд $. Зачем это Danaher – я не знаю, а GE просто нужны деньги, у них долгов 54 миллиарда.

— В начале года азиатский фармацевтический гигант японского происхождения Takeda Pharmaceuticals (капитализация – около 127 млрд $) купила биотех-гиганта Shire (капитализация – 68 млрд $). Цена сделки – 58.6 млрд $.

— В июне компания AbbVie (капитализация – 59 млрд $, прибыль – 32 млрд $) купила за 63 млрд $ компанию Allergan, рассчитывая улучшить свое положение за счет блокбастера Allergan – препарата Ботокс, продажи которого составляют больше 3 миллиардов $ в год.

— Лидер чарта, компания BristolMyers Squibb (капитализация — 35 млрд $, прибыль – 23 млрд $) то ли поглотила, то ли слилась с равной ей по капитализации компанией Cellgene. Цена сделки составила 74 млрд $.

И вот такое там происходит всё время. Это и есть конкурентная борьба, или, по-простому, конкуренция. Смысл конкуренции в том, чтобы в игре оставались только крупные игроки, а мелкие и средние выбывали или поглощались.

Это как чемпионат мира по футболу: в отборочном цикле участвует много команд, но до финала добираются две. Ждать от конкуренции увеличение количества равных субъектов – это как ждать, что до финала чемпионата команд доберется больше, чем было в отборочном цикле.

Тут либертарианцы обычно возражают: но каждый год на рынке появляются новые участники. Верно, появляются. В качестве корма для живущих на этом рынке акул. Если интересно – загуглите top 50 global pharma companies 2019” и посмотрите сколько компаний из этого списка – это молодые (с историей 15-20 лет) созданные с нуля (от универа или от группы предприимчивых ученых и т.п.) стартапы.

Пока всё, до новых встреч, товарищи.


Показалось интересным или полезным — подпишитесь на анонсы новых статей в наших пабликах ВКонтакте и Фейсбуке.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!