Виды памяти

Память – неотъемлемая часть жизнедеятельности любого живого организма. В широком понимании – это комплекс процессов, направленных на сохранение информации о стимуле после прекращения его действия.

У примитивных животных (членистоногие, моллюски) память присутствует в виде самых примитивных проявлений – привыкания и сенсибилизации. С усовершенствованием центральной нервной системы совершенствуются и механизмы памяти.

Объем памяти находится в прямой зависимости от количества задействованных в этом процессе нейронов. Считается, что мозг человека состоит из десяти миллиардов нейронов, каждый из которых может образовывать до 2,500 контактов с другими нейронами. Это создает космическое количество возможных комбинаций, а значит теоретически емкость памяти человеческого мозга почти не ограничена.

Память принято делить на филогенетическую (врожденную, генетическую) и онтогенетическую (индивидуальную, приобретенную). Материальным носителем генетической памяти является ДНК. Такая память, как правило, является общей для всех представителей одного биологического вида и обеспечивает программу поведения организма, заложенную в его генах. Генетическая память – основа безусловнорефлекторного и инстинктивного поведения.

Индивидуальная память приобретается в онтогенезе: от момента рождения до момента смерти. Она формируется в результате высшей нервной деятельности – восприятия (фиксации или записи), сохранения (в виде следов памяти) и воспроизведения новой информации.

Мы делим индивидуальную память на осознанную (декларативную) и бессознательную (процедурную).

Декларативная память – это способность сознательно воспроизводить заученную информацию (выучивать факты, иностранные слова, формулы и т.д.). Она, в свою очередь, делится на эпизодическую (память, завязанная на события из своего собственного прошлого) и семантическую (память вообще, не связанную с конкретными событиями).

Процедурная память позволяет нам осваивать навыки – например, плавать, ездить на велосипеде и так далее. Конечно, такое разделение искусственно, и в реальной жизни память и обучение – это комплексные процессы.

Несмотря на фундаментальное значение памяти и обучения в жизни человека, наука еще слишком мало знает о механизмах этих процессов и расположении центров памяти. Мы также не знаем, как работают воспоминания и можем ли мы запоминать всю информацию, с которой сталкиваемся, или только ту, что считаем важной.

Впервые изучением памяти на экспериментальном уровне стал заниматься немецкий психолог Герман Эббингауз в 1879-84 гг. Он, в частности, предложил исследовать память при помощи заучивания бессмысленных слогов, состоящих из трех последовательных букв («согласная-гласная-согласная») и подсчета количества повторений, необходимых для их заучивания.

Эббингауз обнаружил, что между количеством повторений в первый день и объемом материала, сохранившимся в памяти на следующий, существует линейная зависимость. На основании этих результатов он построил знаменитую кривую забывания, согласно которой все заученные массивы слогов забываются сначала очень быстро, а потом все медленнее и медленнее.

Forgetting

Кривая забывания Эббингауза. Источник: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000, 712 с.

Огромный вклад в изучение памяти внес наш знаменитый соотечественник физиолог Иван Петрович Павлов, предложивший миру в 1900-х гг. метод формирования условных рефлексов для изучения механизмов памяти и обучения. Этот метод, к слову сказать, актуален и по сей день.

Как формируется память

Формирование памяти происходит постадийно. Вслед за сенсорной памятью продолжительностью менее одной секунды, новая информация поступает в кратковременную память, где хранится непродолжительное время (для процедурной памяти – от долей секунд до 30 часов; для декларативной памяти – до нескольких дней).

Кратковременная память неустойчива и подвержена воздействию внешних стимулов, кроме того, ее объем сильно ограничен. Поэтому для обучения новым навыкам принципиально важно поступление информации в долгосрочную память. Этот процесс называется консолидацией памяти.

Информация, попавшая в долгосрочную память, может храниться до конца жизни. При вспоминании, следы памяти извлекаются из долговременной памяти, актуализируются, если нужно – корректируются и снова через процесс консолидации отправляются в долговременную память (процесс реконсолидации).

Где хранится память?

Бериташвилли

В начале XX века полагали, что память хранится в коре головного мозга. Это положение подтверждали опыты некоторых исследователей, в том числе академика Ивана Соломоновича Бериташвили. Он производил двустороннее удаление коры мозга у обученных собак, и они забывали чему они были обучены.

Lashley

Опыты продолжил американский физиолог Карл Лешли, обучавший крыс проходить лабиринт. После выработки навыка животным удаляли различные участки коры головного мозга и спустя месяц проверяли сохранность навыков.

rats maze

Лешли высказал гипотезу, что нарушение памяти зависит не от локализации удаленного участка коры, а от его размера («теория действующих масс»).

Milner

Эта теория, однако, вскоре была опровергнута Брендой Милнер (Brenda Milner, 1918 г.р.) – выдающимся канадским нейрофизиологом. Помог ей в этом случай, произошедший в 1953 году, с пациентом, вошедшим в историю под именем «пациент H.M.».

Когда H.M. было 7 лет, его сбил велосипедист, и к 10 годам у него стали появляться незначительные судороги. К 16 годам заболевание серьезно спрогрессировало, а к 27 H.M. стал практически недееспособен, несмотря на большие дозы антиконвульсантов.

Нейрохирурги предложили H.M. экспериментальное лечение – удаление внутренней поверхности височной доли и расположенного в ней гиппокампа. Операция купировала эпилептические припадки, но вызвала тяжелую форму потери памяти.

Когда Милнер приехала для консультации врачей, она обнаружила, что H.M. не помнил ни одного события, происходившего с ним в течение дня. При этом его интеллект не был изменен. Он чувствовал себя неудобно и просил прощения у врачей, что все время забывает их имена. H.M. говорил про себя так: «я живу с ощущением, что проснулся минуту назад… у меня нет вчерашнего дня…».

Милнер занималась этим пациентом следующие 52 года (он дожил до 82 лет). Ее работы по изучению болезни H.M. стали одними из самых цитируемых в нейрологии.

Милнер поняла, что проблема заключалась переводе информации из кратковременной памяти в долговременную. При этом память на все события, имевшие место до операции, осталась нетронутой, т.е. долговременная память не пострадала.

Кроме того, амнезия коснулась только декларативной, но не процедурной памяти. Милнер провела эксперимент, в котором Н.М. показали рисунок двухконтурной пятиконечной звезды и попросили ее нарисовать, контролируя свои движения и сверяясь с оригиналом в отражении в зеркале. Через некоторое время он неплохо отработал и запомнил этот навык рисования, но совсем не мог вспомнить, кто и как его этому научил.

Из всей своей работы с H.M. Милнер сделала несколько важных выводов:

  • память – это отдельная психическая функция, обособленная от восприятия и интеллекта
  • долговременная и кратковременная память хранятся отдельно друг от друга
  • информация удерживается в кратковременной памяти от 30 до 60 минут
  • у декларативной и процедурной памяти разные механизмы
  • гиппокамп и другие подкорковые структуры мозга нужны для формирования памяти
  • значимую роль играет и височная доля коры

Позднее было показано, что проблемы запоминания краткосрочных событий могут наблюдаться и при повреждениях структур лимбической системы мозга, входящих в так называемый круг Пейпеца.

Декларативная память

Центр управления декларативной памятью находится в гиппокампе.

Hippocampus

Гиппокамп – своего рода буфер, куда днем стекается вся поступающая информация, а ночью эта информация реактивизируется и направляется в те области коры головного мозга, в которых проходил первоначальный этап ее обработки (воспоминания о зрительных образах идут в зрительную кору и там хранятся и т.д.).

Именно поэтому декларативную память еще иногда называют гиппокамп-зависимой памятью. Скорее всего, однако, гиппокамп не является местом хранения кратковременной памяти, а необходим только для консолидации – перевода информации из кратко- в долговременную память.

Таким образом, место хранения кратковременной декларативной памяти точно не установлено (это либо участки коры, где проходит обработка соответствующих сигналов, либо гиппокамп), а место хранения долговременной декларативной памяти находится в соответствующих участках коры головного мозга .

declarative memory

Участки мозга, вовлеченные в хранение различных видов памяти. Источник: www.studyblue.com

Процедурная память

Процедурная память отличается от декларативной тем, что только на первых порах она является сознательной, а после усвоения навыка становится бессознательной: когда мы садимся на велосипед мы не задумываемся как крутить педали.

Такая память отличается особенной долговечностью и не требует участия гиппокампа, поэтому называется гиппокамп-независимой памятью. Поскольку в образовании процедурной памяти часто задействованы физические движения, то и структуры, вовлеченные как в формирование, так и в хранение такой памяти включают в себя мозжечок, базальные ганглии (например, стриатум и амигдала), моторная кора головного мозга – структуры мозга, отвечающие за движения.

Разнообразие структур, вовлеченных в процессы памяти, показывает, что скорее всего не существует отдельной области мозга, ответственной за хранение информации, а память хранится там, где произошла первоначальная обработка сигнала.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

1комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Андрей Саватеев

Эксперименты с памятью - очень интересная штука. Мне доводилось изменять краткосрочную и долгосрочную память животных при помощи антител против НМДА-рецепторов. Память мы тестировали в похожих камерах. Это тест УРПИ, условной реакции пассивного избегания.